Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 50 Next Page
Page Background

26

жуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно

намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отноше-

нии к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем,

или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы

припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы

вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу

снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определен-

ных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и во-

левым процессом

Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлени-

ем, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его

восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление

о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений

(представление памяти), или на основе словесных описаний (представление

воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в

котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее

нам описали этот дом, объяснили, оп каким признакам его найти, что отраз-

илось в наших представлениях о нем.

Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга

степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях,

когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить

его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека,

лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких об-

стоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи ха-

рактеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание,

наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека

как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным

узнаванием.

Следует отметить, что между определенным и неопределенным узнава-

нием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются по-

степенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а, следовательно,

являются сложным мыслительным и волевым процессом

Наряду с разными видами правильного узнавания существуют и ошибки

при узнавании. Например, то, что воспринимается впервые, иногда кажется

нам знакомым, уже пережитым однажды в точно таком же виде. Интересен

тот факт, что впечатление знакомости может оставаться даже тогда, когда

мы твердо знаем, что никогда не видели данный предмет или не находились

в данной ситуации.