26
жуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно
намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отноше-
нии к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем,
или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы
припоминания тесно связаны с процессами мышления.
Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы
вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу
снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определен-
ных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и во-
левым процессом
Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлени-
ем, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его
восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление
о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений
(представление памяти), или на основе словесных описаний (представление
воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в
котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее
нам описали этот дом, объяснили, оп каким признакам его найти, что отраз-
илось в наших представлениях о нем.
Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга
степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях,
когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить
его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека,
лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких об-
стоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи ха-
рактеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание,
наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека
как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным
узнаванием.
Следует отметить, что между определенным и неопределенным узнава-
нием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются по-
степенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а, следовательно,
являются сложным мыслительным и волевым процессом
Наряду с разными видами правильного узнавания существуют и ошибки
при узнавании. Например, то, что воспринимается впервые, иногда кажется
нам знакомым, уже пережитым однажды в точно таком же виде. Интересен
тот факт, что впечатление знакомости может оставаться даже тогда, когда
мы твердо знаем, что никогда не видели данный предмет или не находились
в данной ситуации.