32
Значительное место в обеспечении нейрофизиологических механизмов
долговременной памяти отводится глиальным клеткам (Галамбус, А. И.
Ройтбак), число которых в центральных нервных образованиях на порядок
превышает число нервных клеток. Предполагается следующий механизм
участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного меха-
низма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в
прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез мие-
лина, который окутывает концевые тонкие разветвления аксонного отростка
и тем самым облегчает проведение по ним нервных импульсов, в результате
чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В
свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате де-
поляризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием
поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной
памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплек-
се центральных нервных образований.
Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без
нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-
ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти
обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их
основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством на-
личия определенных различий в механизмах кратковременной и долговре-
менной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении
структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения
височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают
расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать те-
кущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго
до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на
прежние, давно случившиеся события. Однако ряд других воздействий ока-
зывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную
память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиоло-
гических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и
проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе на-
много больше общего, чем различного; их можно рассматривать как после-
довательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых про-
цессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся
или постоянно действующих сигналов.
Ацетилхолин можно считать самым важным нейромедиатором, участву-
ющим в процессе запоминания информации. Это высоко активное в хими-
ческом отношении вещество является сложным эфиром холина и уксусной