Table of Contents Table of Contents
Previous Page  45 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 45 / 50 Next Page
Page Background

43

Вопросы для самоконтроля

1. Сравнительный анализ различных теорий памяти и их вклада в совре-

менное понимание закономерностей памяти.

2. Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие за-

конов памяти Г. Эббингаузом.

3. Интерпретация явления персеверации в терминах ассоциативной пси-

хологии, гештальтпсихологии, психоанализа и когнитивной психологии.

4. Память и научение.

5. Физиологические, биохимические основы и механизмы памяти.

6. Выделение видов и типов памяти по различным основаниям.

7. Основные характеристики процессов памяти.

8. Закономерности перехода от кратковременной к долговременной памяти.

9. Сравнительные особенности произвольного и непроизвольного запо-

минания.

10.Общий обзор методов и методик исследования памяти.

11.Возможности развития памяти. Приемы совершенствования памяти.

Заключение

В самом термине «память» заключено хотя и определенное, но недостаточ-

но очерченное содержание. Дело в том, что в самом общем смысле мы называ-

ем памятью явления изменения в организме, которые находят свое выражение

в изменении процессов взаимодействия организмов. Систематическое экспе-

риментальное изучение памяти началось, как и исследование внимания, с изу-

чения произвольной, или волевой, памяти. В качестве автора первых экспери-

ментальных исследований памяти, сохранивших свое значение и до сих пор,

называют Г. Эббингауза (его исследования относятся к 80-м годам прошлого

столетия; обычно указывают точную дату – 1885 год). Речь шла о том, чтобы

в лабораторных условиях изучить процесс запоминания и, соответственно,

припоминания некоторого материала. Но тут возникла сразу же трудность:

дело в том, что запоминание материала явно должно зависеть от того, на-

сколько предполагаемый для заучивания материал известен и знаком, то есть

вызывает разные, прежде образовавшиеся ассоциации. Трудность состоит в

том, что надо было исключить влияние предшествующего опыта, уравнять

материал для разных испытуемых, то есть сделать его равно незнакомым или

равно знакомым. Но это последнее невозможно. Нужно уравнять единицы,

то есть материал уравнять по своему составу так, чтобы можно было опре-

делить количественно, сколько единиц запоминает испытуемый. Ведь нельзя

соединить сантиметры и дециметры. И эта задача была решена созданием,

изобретением специального материала. Этот материал был бессмысленными

слогами, то есть звукосочетаниями, не имевшими никакого значения.