3
От автора
Впервые пособие имеет утилитарную междисциплинарную цель, сводя во-
едино информацию о структуре, функциях и нарушениях памяти из психоло-
гического (патопсихологического, нейропсихологического), морфологического
(анатомия, гистология), теоретического (физиология, биофизика) и клиниче-
ского (клиническая психология, психиатрия, неврология) научного знания.
Данное пособие необходимо для формирования:
– навыков овладения операциями клинического мышления, системного
подхода;
– умений сведения отдельных дисциплинарных морфологических, функ-
циональных, клинических блоков информации о структуре, норме и пато-
логии психосоматических органных систем в единую биопсихосоциальную
картину здоровья и болезни человека;
– умений «навигации» в огромном объеме медицинской и общегумани-
тарной информации, выделение основных категорий и дефиниций, и уста-
новление взаимосвязей между ними.
Благодаря этому пособие приобретает большое значение в полноценном
формировании у студентов таких общекультурных и профессиональных
компетенций как способность и готовность анализировать социально-зна-
чимые проблемы и процессы, использование на практике методов гумани-
тарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук
в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способ-
ность и готовность к формированию системного подхода к анализу меди-
цинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказатель-
ной медицины.
Учебное пособие восполняет отсутствие унифицированных новых источ-
ников информации, необходимых в процессе самостоятельной работы под-
готовки студентов.
Общее понятие о памяти
Память считается одним из основных познавательных процессов. Но
можно сказать и большее: она является той основой, на которой строится лю-
бое психическое явление. Образы внешнего мира, возникающие в процессе
постоянного взаимодействия человека со средой, без памяти переживались
бы нами как впервые возникшие. Или как сказал С. Л. Рубинштейн: "…мы
были бы существами мгновения".
Когда утром, просыпаясь у себя в комнате, вы открываете глаза, вы обыч-
но знаете, где вы находитесь; точно также, когда вы сидите на лекции, вы
знаете, кто вы, как вы сюда попали, и помните, где находитесь. Память обе-
спечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой