Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 50 Next Page
Page Background

4

для приобретения знаний, умений, навыков и их последующего использова-

ния. Память – необходимое условие единства психической жизни человека,

единства его личности. Распад памяти - это распад личности: ведь ее отноше-

ния, привычки, желания, притязания существуют только благодаря памяти.

Память

– форма психического отражения действительности, заключа-

ющаяся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а также вос-

произведении человеком его опыта, делающая возможным его повторное

использование в деятельности.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных проблемам памя-

ти, в настоящее время нет еще общепринятой теории, которая бы удовлетво-

рительно объясняла процессы, лежащие в основе памяти. Отдельные теории

освещают лишь разные стороны этого сложного процесса. Существуют

три

направления

в рассмотрении проблемы памяти: в первом направлении (пси-

хологические теории) память рассматривается как явление чисто психологи-

ческое, и раскрываются, в основном, психологические механизмы памяти; во

втором – делается упор на физиологические механизмы памяти; к третьему

относятся биохимические теории памяти.

Теории памяти

Психологические теории памяти

: первые попытки к пониманию про-

блем памяти впервые прослеживаются у Платона и Аристотеля, которые

осмысливали эти вопросы в основном с философских позиций. Первая кон-

цепция памяти отчетливо прослеживается у Платона в его учении о воспо-

минании: представление о том, что человеческое познание есть не что иное,

как воспоминание душой ее доземного существования. По учению Платона,

в душе каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного больше, у дру-

гого – меньше. Подкладывая ее под наши ощущения и мысли, мы делаем на

ней отпечаток того, что хотим запомнить. И то, что застывает в этом воске,

мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого.

Другая важнейшая концепция памяти в философии древности разви-

валась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении "О памяти

и воспоминании". Важнейшим тезисом Аристотеля является указание на

специфический объект памяти: "объектом наших надежд является будущее,

объектом ощущений, восприятия – настоящее, а объектом памяти - про-

шлое". Тем самым устанавливается тесная связь между понятием "памяти"

и понятием "времени". Аристотель разводит понятия "воспоминание" и "па-

мять": память – общая способность души, а воспоминание – конкретное про-

явление этой способности. Воспоминание – это своего рода рассуждение о

том, как мы ощущали, воспринимали или знали и, как таковое, есть принад-

лежность исключительно человека (обусловленный волей акт мышления).