4
для приобретения знаний, умений, навыков и их последующего использова-
ния. Память – необходимое условие единства психической жизни человека,
единства его личности. Распад памяти - это распад личности: ведь ее отноше-
ния, привычки, желания, притязания существуют только благодаря памяти.
Память
– форма психического отражения действительности, заключа-
ющаяся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а также вос-
произведении человеком его опыта, делающая возможным его повторное
использование в деятельности.
Несмотря на огромное количество работ, посвященных проблемам памя-
ти, в настоящее время нет еще общепринятой теории, которая бы удовлетво-
рительно объясняла процессы, лежащие в основе памяти. Отдельные теории
освещают лишь разные стороны этого сложного процесса. Существуют
три
направления
в рассмотрении проблемы памяти: в первом направлении (пси-
хологические теории) память рассматривается как явление чисто психологи-
ческое, и раскрываются, в основном, психологические механизмы памяти; во
втором – делается упор на физиологические механизмы памяти; к третьему
относятся биохимические теории памяти.
Теории памяти
Психологические теории памяти
: первые попытки к пониманию про-
блем памяти впервые прослеживаются у Платона и Аристотеля, которые
осмысливали эти вопросы в основном с философских позиций. Первая кон-
цепция памяти отчетливо прослеживается у Платона в его учении о воспо-
минании: представление о том, что человеческое познание есть не что иное,
как воспоминание душой ее доземного существования. По учению Платона,
в душе каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного больше, у дру-
гого – меньше. Подкладывая ее под наши ощущения и мысли, мы делаем на
ней отпечаток того, что хотим запомнить. И то, что застывает в этом воске,
мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого.
Другая важнейшая концепция памяти в философии древности разви-
валась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении "О памяти
и воспоминании". Важнейшим тезисом Аристотеля является указание на
специфический объект памяти: "объектом наших надежд является будущее,
объектом ощущений, восприятия – настоящее, а объектом памяти - про-
шлое". Тем самым устанавливается тесная связь между понятием "памяти"
и понятием "времени". Аристотель разводит понятия "воспоминание" и "па-
мять": память – общая способность души, а воспоминание – конкретное про-
явление этой способности. Воспоминание – это своего рода рассуждение о
том, как мы ощущали, воспринимали или знали и, как таковое, есть принад-
лежность исключительно человека (обусловленный волей акт мышления).