Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 50 Next Page
Page Background

5

Третьим философским учением древности, в котором проблема памяти

занимает видное место, является учение Августина. Разбирая память как

важнейшую способность души, Августин описывает ее как "таинственную

кладовую", в которой хранятся, не смешиваясь, неисчислимые воспомина-

ния – образы окружающего нас мира и переживания собственной души. "Не

сами вещи входят в область памяти, а только образы вещей, которые пред-

ставляются рассудку при воспоминании о них". В дальнейшем, эти воспро-

изведенные образы предметов, основывающиеся на нашем прошлом опыте,

будут названы представлениями.

Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на-

учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных

философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и

технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста-

вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ-

яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу

XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации

«нащупывания» методологических основ:

– абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла;

– количественные представления о природе пришли на смену качественным;

– возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу-

чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экспе-

рименте) вопросы с позиций частных теорий;

– принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему».

Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских

финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осознали,

что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финальных

причин не имеет реальных перспектив (Stanovich, 1992). И в XVII-XVIII вв.

философский подход сочетался уже с психологическим экспериментом. На

этом этапе исследований функция памяти рассматривалась как пассивный,

не управляемый волей человека процесс. Наиболее древняя психологиче-

ская теория – ассоцианизм.

Сторонники ассоцианисткой теории сделали память своей излюбленной

главой, которая клалась в основу всей психологии. Законы памяти эта теория

пыталась распространить на все остальные явления и учение о памяти сделать

центральным пунктом всей психологии. Сущность ассоцианизма - образы,

хранящиеся в памяти человека, связаны между собой, и это имеет значение

для их последующего воспроизведения. Связь представлений называется ас-

социацией (термин, введенный Дж. Локком). Известно три вида ассоциаций:

1. Ассоциации по смежности – например, если вам предъявить строчку

знакомого стихотворения, то у вас моментально всплывает продолжение его.