5
Третьим философским учением древности, в котором проблема памяти
занимает видное место, является учение Августина. Разбирая память как
важнейшую способность души, Августин описывает ее как "таинственную
кладовую", в которой хранятся, не смешиваясь, неисчислимые воспомина-
ния – образы окружающего нас мира и переживания собственной души. "Не
сами вещи входят в область памяти, а только образы вещей, которые пред-
ставляются рассудку при воспоминании о них". В дальнейшем, эти воспро-
изведенные образы предметов, основывающиеся на нашем прошлом опыте,
будут названы представлениями.
Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на-
учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных
философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и
технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста-
вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ-
яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу
XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации
«нащупывания» методологических основ:
– абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла;
– количественные представления о природе пришли на смену качественным;
– возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу-
чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экспе-
рименте) вопросы с позиций частных теорий;
– принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему».
Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских
финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осознали,
что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финальных
причин не имеет реальных перспектив (Stanovich, 1992). И в XVII-XVIII вв.
философский подход сочетался уже с психологическим экспериментом. На
этом этапе исследований функция памяти рассматривалась как пассивный,
не управляемый волей человека процесс. Наиболее древняя психологиче-
ская теория – ассоцианизм.
Сторонники ассоцианисткой теории сделали память своей излюбленной
главой, которая клалась в основу всей психологии. Законы памяти эта теория
пыталась распространить на все остальные явления и учение о памяти сделать
центральным пунктом всей психологии. Сущность ассоцианизма - образы,
хранящиеся в памяти человека, связаны между собой, и это имеет значение
для их последующего воспроизведения. Связь представлений называется ас-
социацией (термин, введенный Дж. Локком). Известно три вида ассоциаций:
1. Ассоциации по смежности – например, если вам предъявить строчку
знакомого стихотворения, то у вас моментально всплывает продолжение его.