6
2. Ассоциации по сходству – например, шум моря схож с шумом леса;
увидев лицо знакомого малыша, вы можете непроизвольно представить
лицо его матери или отца.
3. Ассоциации по контрасту – например, противоположность знойного
лета – зима; белого – черное.
Каждое воспоминание является оживлением прежде воспринимаемых
образов. Память понимается как механически складывающийся продукт ас-
социаций вследствие смежного по времени действия предметов на органы
чувств. Это считается достаточным для запечатления этих предметов и их
связи. Для ассоцианизма характерно также механистическое представление
о работе мозга. Мозг – это аппарат, в котором механически обрабатываются
следы и связи, возникшие между ними в результате самого факта смежности
во время действия предметов на органы чувств. Следовательно, нет необ-
ходимости рассматривать память в зависимости от обстоятельств жизни и
деятельности человека. Такая позиция определяла собою и задачу изучения
памяти – как можно полнее абстрагироваться от взаимоотношений субъекта
с окружающим миром, от конкретной деятельности человека и изучать вли-
яние фактора смежности в "чистом" виде – в работах Г. Эббингауза (1885-
1912), Г. Э. Мюллера (1893), Ф. Шумана (1893), А. Пильцекера (1900). Именно
с этим связаны попытки Эббингауза и его последователей. искать закономер-
ности памяти в запоминании именно бессмысленного материала (ряды бес-
смысленных слогов, состоящих из трех букв, с исключением всех тех комби-
наций, которые давали какое-либо осмысленное слово: туг - фол - дор – сэт).
На основе предложенных Эббингаузом методов (заучивания, сбережения,
антиципации или опережающего восприятия, узнавания и т. д.), впослед-
ствии дополненных и модифицированных другими исследователями, было
установлено много закономерностей памяти (например, кривая забывания
Эббингауза).
Положения ассоцианизма согласуются с такими психологическими на-
блюдениями как роль ассоциаций в запоминании и репродукции, воспро-
изведение осмысленного текста (причинные связи). Но они оказываются не
в состоянии объяснить – явление забывания, роль упражнения при заучи-
вании, зависимость воспроизведения от усилия воли, силы впечатления и
эмоционального фона, наличие индивидуальных колебаний в отношении
продуктивности запоминания, т. е. являются не исчерпывающими для рас-
крытия всех явлений памяти.
Представители одного из более поздних направлений психологии, так на-
зываемой
гештальтпсихологии
(К. Левин, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Гот-
тшальд), выдвигали следующий принцип: целое является не просто суммой