Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 50 Next Page
Page Background

6

2. Ассоциации по сходству – например, шум моря схож с шумом леса;

увидев лицо знакомого малыша, вы можете непроизвольно представить

лицо его матери или отца.

3. Ассоциации по контрасту – например, противоположность знойного

лета – зима; белого – черное.

Каждое воспоминание является оживлением прежде воспринимаемых

образов. Память понимается как механически складывающийся продукт ас-

социаций вследствие смежного по времени действия предметов на органы

чувств. Это считается достаточным для запечатления этих предметов и их

связи. Для ассоцианизма характерно также механистическое представление

о работе мозга. Мозг – это аппарат, в котором механически обрабатываются

следы и связи, возникшие между ними в результате самого факта смежности

во время действия предметов на органы чувств. Следовательно, нет необ-

ходимости рассматривать память в зависимости от обстоятельств жизни и

деятельности человека. Такая позиция определяла собою и задачу изучения

памяти – как можно полнее абстрагироваться от взаимоотношений субъекта

с окружающим миром, от конкретной деятельности человека и изучать вли-

яние фактора смежности в "чистом" виде – в работах Г. Эббингауза (1885-

1912), Г. Э. Мюллера (1893), Ф. Шумана (1893), А. Пильцекера (1900). Именно

с этим связаны попытки Эббингауза и его последователей. искать закономер-

ности памяти в запоминании именно бессмысленного материала (ряды бес-

смысленных слогов, состоящих из трех букв, с исключением всех тех комби-

наций, которые давали какое-либо осмысленное слово: туг - фол - дор – сэт).

На основе предложенных Эббингаузом методов (заучивания, сбережения,

антиципации или опережающего восприятия, узнавания и т. д.), впослед-

ствии дополненных и модифицированных другими исследователями, было

установлено много закономерностей памяти (например, кривая забывания

Эббингауза).

Положения ассоцианизма согласуются с такими психологическими на-

блюдениями как роль ассоциаций в запоминании и репродукции, воспро-

изведение осмысленного текста (причинные связи). Но они оказываются не

в состоянии объяснить – явление забывания, роль упражнения при заучи-

вании, зависимость воспроизведения от усилия воли, силы впечатления и

эмоционального фона, наличие индивидуальных колебаний в отношении

продуктивности запоминания, т. е. являются не исчерпывающими для рас-

крытия всех явлений памяти.

Представители одного из более поздних направлений психологии, так на-

зываемой

гештальтпсихологии

(К. Левин, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Гот-

тшальд), выдвигали следующий принцип: целое является не просто суммой