Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 50 Next Page
Page Background

входящих в него элементов, а особым целостным образованием – гештальтом.

Этот принцип целостности разрабатывался сначала на процессах восприя-

тия. Затем этот принцип был перенесен на другие процессы, в том числе и на

память. Запоминание, образование следов в мозге рассматривалось в прямой

зависимости от организации материала при восприятии, от возможности ма-

териала к структурированию, к образованию гештальта. Организация мате-

риала при восприятии определяет собой и построение аналогичной струк-

туры следов в мозгу. Актуализация какого-либо элемента этой структуры

следов определяет собою успешность воспроизведения, т. к. раздражение

легче распространяется в пределах этой структуры, чем по направлению к

другим областям нервной ткани мозга. Основное положение гештальтпсихо-

логии о том, что успешность памяти определяется самой по себе организаци-

ей материала, является ошибочным уже потому, что оно снимает проблему

памяти. Память утрачивает специфичные для нее закономерности: законы

структурирования, определяющие якобы восприятие, исчерпывают собой и

законы памяти. Организация памяти должна рассматриваться не как фактор,

определяющий сам по себе работу памяти, а как одно из важнейших условий

содержания и характера протекания деятельности памяти.

Следующей теорией, занимающей также механистические позиции, яв-

ляется

бихевиоризм

. Взгляды сторонников этого направления (Э. Торндайк,

Кларк Л. Халл, Д. Уотсон) на проблему памяти оказались весьма близки к

тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное

различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивали

роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли

изучению того, как работает память в процессе научения. Игнорирование

сознания, упрощенная схема в трактовке поведения исключали целенаправ-

ленность деятельности, тем более ее сознательность, произвольность. Сле-

довательно, явление памяти в данном направлении обеднено, будучи лишен-

ным, психологического содержания.

Работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, не-

сводимы к одним лишь ассоциациям. Помимо ассоциативных связей по смеж-

ности, в работе человеческой памяти существенную роль играют смысловые

связи. Память человека носит осмысленный характер. Именно это положение

лежит в основе исследовании

Вюрцбургской школы

(А. Бине, К. Бюлер). Кон-

цепция, представленная вышеуказанными авторами, выдвигает на первый

план смысловое содержание запоминаемого материала. Они пытались пре-

вратить память в воспроизведение "чистых" мыслей, вовсе не зависящих от

какой-либо речевой формы. А. Бине и К. Бюлер делают вывод, что запомина-

ются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими