входящих в него элементов, а особым целостным образованием – гештальтом.
Этот принцип целостности разрабатывался сначала на процессах восприя-
тия. Затем этот принцип был перенесен на другие процессы, в том числе и на
память. Запоминание, образование следов в мозге рассматривалось в прямой
зависимости от организации материала при восприятии, от возможности ма-
териала к структурированию, к образованию гештальта. Организация мате-
риала при восприятии определяет собой и построение аналогичной струк-
туры следов в мозгу. Актуализация какого-либо элемента этой структуры
следов определяет собою успешность воспроизведения, т. к. раздражение
легче распространяется в пределах этой структуры, чем по направлению к
другим областям нервной ткани мозга. Основное положение гештальтпсихо-
логии о том, что успешность памяти определяется самой по себе организаци-
ей материала, является ошибочным уже потому, что оно снимает проблему
памяти. Память утрачивает специфичные для нее закономерности: законы
структурирования, определяющие якобы восприятие, исчерпывают собой и
законы памяти. Организация памяти должна рассматриваться не как фактор,
определяющий сам по себе работу памяти, а как одно из важнейших условий
содержания и характера протекания деятельности памяти.
Следующей теорией, занимающей также механистические позиции, яв-
ляется
бихевиоризм
. Взгляды сторонников этого направления (Э. Торндайк,
Кларк Л. Халл, Д. Уотсон) на проблему памяти оказались весьма близки к
тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное
различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивали
роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли
изучению того, как работает память в процессе научения. Игнорирование
сознания, упрощенная схема в трактовке поведения исключали целенаправ-
ленность деятельности, тем более ее сознательность, произвольность. Сле-
довательно, явление памяти в данном направлении обеднено, будучи лишен-
ным, психологического содержания.
Работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, не-
сводимы к одним лишь ассоциациям. Помимо ассоциативных связей по смеж-
ности, в работе человеческой памяти существенную роль играют смысловые
связи. Память человека носит осмысленный характер. Именно это положение
лежит в основе исследовании
Вюрцбургской школы
(А. Бине, К. Бюлер). Кон-
цепция, представленная вышеуказанными авторами, выдвигает на первый
план смысловое содержание запоминаемого материала. Они пытались пре-
вратить память в воспроизведение "чистых" мыслей, вовсе не зависящих от
какой-либо речевой формы. А. Бине и К. Бюлер делают вывод, что запомина-
ются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими