8
Этот процесс способствовал мировоззренческому разделению трех ранее
тесно взаимосвязанных категорий: Бог – Человек – Природа, хотя появле-
ние оппозиции «внутренний – внешний» в Европе относится по времени еще
к эпохе Возрождения. Признание независимости пар отношений
Бог – Че-
ловек
и
Бог – Природа
способствовало тому, что «внешний мир» стал рас-
сматриваться как совокупность явлений, развивающихся по своим, вполне
определенным, но не известным Человеку и, возможно, даже независимым
от Бога законам (Декарт, 1953, с. 62). Соответственно это потребовало но-
вых методов получения знания о таких «независимых сущностях», методов
иных, чем «размышления о высших материях». Коль скоро Природа пред-
ставлялась независимой и универсальной, существующей по своим законам,
единственно верным способом получения знаний о ней было признано ее
«испытание», то есть –
эксперимент
.
Именно эти два обстоятельства – дифференциация знания о мире и ста-
новление нового метода получения знания о Природе – способствовали ин-
ституционализации науки Нового времени и легли в основу системы гносе-
ологических принципов.
Таким образом, универсализм есть базовый принцип данной системы,
предполагающий
единые основания
для изучения
всего
многообразия физиче-
ского мира, что требовало принятия постулата об
универсальности Природы
.
Что удивительно и неудивительно одновременно – именно крайне смелое и от-
ветственное принятие фундаментального допущения, на основании которого
будет строиться все научное здание настоящего и будущего не составило про-
блемы в рамках средневекового ре¬лигиозного знания: мир, созданный едино-
сущим Богом – един, следовательно, и способ признания мира универсален.
Индуктивный метод
целиком вырастает из принципа универсализма,
который служит основой для обоснования индуктивизма в практике на-
учной деятельности. Считается, что поскольку природа универсальна, по-
стольку получение знаний о каком-либо классе явлений возможно
путем
расширения знани
я об одном объекте, представителе этого класса, на весь
класс объектов. Эмпирическим обоснованием подобной установки выступа-
ет экспериментализм: необходимо получить совокупность повторяющихся
наблюдений объекта, чтобы иметь возможность относительно безошибочно
судить обо всем классе таких объектов.
Следствием подобного взгляда на способ получения знания о природе явля-
ется, видимо, и исследовательская «рефлексия» по отношению к организации
физического мира, поскольку она реализуется в гносеологическом
принципе
редукционизма
. Во многом редукционизм оказывается операционной осно-
вой исследовательской программы ученого: сведение некоторой системы к
ее более простым составляющим позволяет, как это часто кажется, «проще