Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 62 Next Page
Page Background

8

Этот процесс способствовал мировоззренческому разделению трех ранее

тесно взаимосвязанных категорий: Бог – Человек – Природа, хотя появле-

ние оппозиции «внутренний – внешний» в Европе относится по времени еще

к эпохе Возрождения. Признание независимости пар отношений

Бог – Че-

ловек

и

Бог – Природа

способствовало тому, что «внешний мир» стал рас-

сматриваться как совокупность явлений, развивающихся по своим, вполне

определенным, но не известным Человеку и, возможно, даже независимым

от Бога законам (Декарт, 1953, с. 62). Соответственно это потребовало но-

вых методов получения знания о таких «независимых сущностях», методов

иных, чем «размышления о высших материях». Коль скоро Природа пред-

ставлялась независимой и универсальной, существующей по своим законам,

единственно верным способом получения знаний о ней было признано ее

«испытание», то есть –

эксперимент

.

Именно эти два обстоятельства – дифференциация знания о мире и ста-

новление нового метода получения знания о Природе – способствовали ин-

ституционализации науки Нового времени и легли в основу системы гносе-

ологических принципов.

Таким образом, универсализм есть базовый принцип данной системы,

предполагающий

единые основания

для изучения

всего

многообразия физиче-

ского мира, что требовало принятия постулата об

универсальности Природы

.

Что удивительно и неудивительно одновременно – именно крайне смелое и от-

ветственное принятие фундаментального допущения, на основании которого

будет строиться все научное здание настоящего и будущего не составило про-

блемы в рамках средневекового ре¬лигиозного знания: мир, созданный едино-

сущим Богом – един, следовательно, и способ признания мира универсален.

Индуктивный метод

целиком вырастает из принципа универсализма,

который служит основой для обоснования индуктивизма в практике на-

учной деятельности. Считается, что поскольку природа универсальна, по-

стольку получение знаний о каком-либо классе явлений возможно

путем

расширения знани

я об одном объекте, представителе этого класса, на весь

класс объектов. Эмпирическим обоснованием подобной установки выступа-

ет экспериментализм: необходимо получить совокупность повторяющихся

наблюдений объекта, чтобы иметь возможность относительно безошибочно

судить обо всем классе таких объектов.

Следствием подобного взгляда на способ получения знания о природе явля-

ется, видимо, и исследовательская «рефлексия» по отношению к организации

физического мира, поскольку она реализуется в гносеологическом

принципе

редукционизма

. Во многом редукционизм оказывается операционной осно-

вой исследовательской программы ученого: сведение некоторой системы к

ее более простым составляющим позволяет, как это часто кажется, «проще