Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 62 Next Page
Page Background

9

понять и легче предствить» функционирование самой системы и вместе с тем

распространить способ решения конкретной задачи относительно данной си-

стемы на решение задачи относительно всего класса таких систем.

Таким образом, выстроилась трехчленная система гносеологических

принципов современного естествознания:

универсализм – индуктивизм –

редукционизм

. Принципы универсализма, индуктивизма и редукционизма

целиком определили содержание методов естественных наук и позволили

достичь объективизации и способа получения знания, и самого знания. Эти

принципы дали возможность:

– исключить рационализм в том смысле, какой вкладывали в соответ-

ствующие понятие Декарт и Лейбниц, из области эмпирии – «естественного

знания»;

– торжеству позитивизма;

– утверждению идеи объективной познаваемости мира, которая, несмо-

тря на все потрясения в физике начала XX в., сумела устоять и в современ-

ном естествознании;

– формированию достоверно объективного знания и разрушению част-

ных, партикуляристских отношений между наблюдателем и наблюдаемым.

Описание и систематизация явлений природы, основанные на этих прин-

ципах, позволили построить достаточно простую и отчетливую, объясни-

мую картину мира, множество феноменов которого оказалось возможным

свести к некоторым основным принципам, реализующимся через законы.

Важнейшими для науки следствиями такого подхода явились:

– формулирование

«требования однозначности описания объекта»

объяснения всех феноменов одного порядка в рамках лишь одной теории,

формулирования эмпирических принципов непротиворечивости и истинно-

сти гипотезы.

– формирование вполне определенной формы

«научной принципиально-

сти»

, когда не могли быть признаны равноправными две дополнительные

гипотезы относительно одних и тех же фактов, например отношение науч-

ного сообщества к конвенционалистской программе в физике А. Пуанкаре

(

Giedymin

, 1982).

– сформировалась «система критериев Предпочтения» для выбора «более

истинной» гипотезы из совокупности предложенных. Данное ограничение

явившееся, по существу, прямым следствием используемых гносеологиче-

ских принципов, при всем значении его для развития науки довольно скоро

оказалось тем тормозом, который по мере ускорения движения научного по-

знания все сильнее сдерживал это движение (

Christensen

,1981;

Honner

, 1982).

– отделение «чистого знания о природе» как собственно научного от

практической деятельности, что способствовало укреплению статуса новой