9
понять и легче предствить» функционирование самой системы и вместе с тем
распространить способ решения конкретной задачи относительно данной си-
стемы на решение задачи относительно всего класса таких систем.
Таким образом, выстроилась трехчленная система гносеологических
принципов современного естествознания:
универсализм – индуктивизм –
редукционизм
. Принципы универсализма, индуктивизма и редукционизма
целиком определили содержание методов естественных наук и позволили
достичь объективизации и способа получения знания, и самого знания. Эти
принципы дали возможность:
– исключить рационализм в том смысле, какой вкладывали в соответ-
ствующие понятие Декарт и Лейбниц, из области эмпирии – «естественного
знания»;
– торжеству позитивизма;
– утверждению идеи объективной познаваемости мира, которая, несмо-
тря на все потрясения в физике начала XX в., сумела устоять и в современ-
ном естествознании;
– формированию достоверно объективного знания и разрушению част-
ных, партикуляристских отношений между наблюдателем и наблюдаемым.
Описание и систематизация явлений природы, основанные на этих прин-
ципах, позволили построить достаточно простую и отчетливую, объясни-
мую картину мира, множество феноменов которого оказалось возможным
свести к некоторым основным принципам, реализующимся через законы.
Важнейшими для науки следствиями такого подхода явились:
– формулирование
«требования однозначности описания объекта»
–
объяснения всех феноменов одного порядка в рамках лишь одной теории,
формулирования эмпирических принципов непротиворечивости и истинно-
сти гипотезы.
– формирование вполне определенной формы
«научной принципиально-
сти»
, когда не могли быть признаны равноправными две дополнительные
гипотезы относительно одних и тех же фактов, например отношение науч-
ного сообщества к конвенционалистской программе в физике А. Пуанкаре
(
Giedymin
, 1982).
– сформировалась «система критериев Предпочтения» для выбора «более
истинной» гипотезы из совокупности предложенных. Данное ограничение
явившееся, по существу, прямым следствием используемых гносеологиче-
ских принципов, при всем значении его для развития науки довольно скоро
оказалось тем тормозом, который по мере ускорения движения научного по-
знания все сильнее сдерживал это движение (
Christensen
,1981;
Honner
, 1982).
– отделение «чистого знания о природе» как собственно научного от
практической деятельности, что способствовало укреплению статуса новой