Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 62 Next Page
Page Background

10

науки - только в начале XIX века стараниями Наполеона и Либиха практиче-

ское знание стало получать статус научного (Парсонс, Сторер, 1980, с. 31—32).

Признаки естественно-научной теории в психологии проявляются в том, что

изначально психология формировалась по образу и подобию естественных наук.

1. Инкапсулированные и безусловно принимаемые естесстественно-на-

учные посылки психологией (Palya, 2000):

– пространство и время есть

реальность

;

– материя, природа, вещи, люди, предметы есть

реальность

;

– все существует как некоторая

величина и количество

;

– универсум есть некий

порядок

;

– все события чем-то

обусловлены

;

– люди

способны понимать

их универсум.

2. Психология добывает знания с позиций «систематического эмпирицизма»

– в общенаучном плане понимаемым, как «практики наблюдения, которому до-

веряют». В философском аспекте «эмпирицизм» означает объединение в единую

традицию эмпиризма, рационализма и прагматизма. С экспериментально-иссле-

довательской стороны «систематический» подразумевает, что данные наблюде-

ния и эксперимента планируются, структурируются, систематизируются с по-

зиций теории и доказательности. Ярким примером данного подхода выступают

«принципы доказательной медицины» (

evidence based medicine

) и создание Ко-

крановского научного сообщества в клинической практике. В таком случае, на-

блюдение и эксперимент «управляются» теорией, одновременно полученные с их

помощью научные факты тестируют и проверяют объективность и истинность

теории эмпирически (

Stanovich

, 1992; Поппер, 1992;

Bunk

, 2000) (рис.1).

Рис.1 Взаимосвязь метода и теории

3. Психология использует элементаризм:

– выделяет в изучаемом явлении отдельные признаки;

– качественные особенности выражает в количественном виде;

– выражает концепции через их эмпирические референты;

– посредством операциональных дефиниций тестирует теории и форму-

лирует гипотезы.

4. Психология стремится к независимости наблюдаемых феноменов от

наблюдателя, чем достигается объективность и устранение предвзятости,

субъективизма и произвола исследователя :

– наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые феномены (

Stano­

vich

, 1992,

Palya

, 2000);