10
науки - только в начале XIX века стараниями Наполеона и Либиха практиче-
ское знание стало получать статус научного (Парсонс, Сторер, 1980, с. 31—32).
Признаки естественно-научной теории в психологии проявляются в том, что
изначально психология формировалась по образу и подобию естественных наук.
1. Инкапсулированные и безусловно принимаемые естесстественно-на-
учные посылки психологией (Palya, 2000):
– пространство и время есть
реальность
;
– материя, природа, вещи, люди, предметы есть
реальность
;
– все существует как некоторая
величина и количество
;
– универсум есть некий
порядок
;
– все события чем-то
обусловлены
;
– люди
способны понимать
их универсум.
2. Психология добывает знания с позиций «систематического эмпирицизма»
– в общенаучном плане понимаемым, как «практики наблюдения, которому до-
веряют». В философском аспекте «эмпирицизм» означает объединение в единую
традицию эмпиризма, рационализма и прагматизма. С экспериментально-иссле-
довательской стороны «систематический» подразумевает, что данные наблюде-
ния и эксперимента планируются, структурируются, систематизируются с по-
зиций теории и доказательности. Ярким примером данного подхода выступают
«принципы доказательной медицины» (
evidence based medicine
) и создание Ко-
крановского научного сообщества в клинической практике. В таком случае, на-
блюдение и эксперимент «управляются» теорией, одновременно полученные с их
помощью научные факты тестируют и проверяют объективность и истинность
теории эмпирически (
Stanovich
, 1992; Поппер, 1992;
Bunk
, 2000) (рис.1).
Рис.1 Взаимосвязь метода и теории
3. Психология использует элементаризм:
– выделяет в изучаемом явлении отдельные признаки;
– качественные особенности выражает в количественном виде;
– выражает концепции через их эмпирические референты;
– посредством операциональных дефиниций тестирует теории и форму-
лирует гипотезы.
4. Психология стремится к независимости наблюдаемых феноменов от
наблюдателя, чем достигается объективность и устранение предвзятости,
субъективизма и произвола исследователя :
– наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые феномены (
Stano
vich
, 1992,
Palya
, 2000);