11
– результаты исследований должны быть обезличены: факты свиде-
тельствуют о природе явлений, а мнения наблюдателя их искажают (Го-
релов, 2000).
5. Психология изучает и ненаблюдаемые феномены, используя приборы
и косвенные методы измерения.
6. Психология считает, что природа феноменов носит упорядоченный
характер, поэтому изучение приводит к каузальным объяснениям – преоб-
ладают теории каузального типа (Saughnessy,Zechmeister, 1994):
– главная цель – описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать
факты проявлений фрагментов мира, которые распространяются на новые
группы людей, обстоятельства, будущее;
– опирается на логику и математику;
– наблюдение и эксперимент проводятся на выборках (множествах) лю-
дей, а описание редкого «случай-контроль» феномена имеет наименьшую
достоверность среди сплошных, когортных и выборочных исследований в
рейтинге, например, достоверности доказательной медицины.
7. Психология проводит количественные и качественные исследования. Ко-
личественные наблюдения считаются достовернее качественных, потому что:
– позволяют распространять полученные результаты на генеральную со-
вокупность;
– определять надежность и валидность измерений;
– измерять эффекты воздействий одних феноменов на другие;
– измерять силу, характер и направление взаимосвязей и взаимовлияний
феноменов;
– предсказывать по одним феноменам другие (
Suter, Lindgren, Hiebert
, 1989).
8. Психология применяет наблюдение и эксперимент для определения
вклада в изучаемые явления одних факторов независимо от других в кон-
тролируемых условиях (
Crowl,
1993).
9. Психология использует публичность как верификацию данных наблю-
дения и теории многими исследователями независимо друг от друга с целью
появления возможности проследить в деталях обоснованность выдвигаемых
гипотез и способов их тестирования, использованные методы, полученные
результаты и соответствие выводов результатам (Stanovich, 1992).
Обособление гуманитарных наук
от естественных началось в XVII веке под
влиянием дуализма картезианцев, разделения «природы и человека», «ма-
терии и сознания», «физического мира и социально-духовного» (
Gulbenkian
Commision
…1996). C возникновением гуманитарного знания культурно-
историческая психология развивалась в его русле. Подчеркивание соци-
альных, культурных и исторических факторов, определяющих своеобразие
психики, поведения и деятельности человека являлось ее изначальной и
главной идеей.