Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 62 Next Page
Page Background

11

– результаты исследований должны быть обезличены: факты свиде-

тельствуют о природе явлений, а мнения наблюдателя их искажают (Го-

релов, 2000).

5. Психология изучает и ненаблюдаемые феномены, используя приборы

и косвенные методы измерения.

6. Психология считает, что природа феноменов носит упорядоченный

характер, поэтому изучение приводит к каузальным объяснениям – преоб-

ладают теории каузального типа (Saughnessy,Zechmeister, 1994):

– главная цель – описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать

факты проявлений фрагментов мира, которые распространяются на новые

группы людей, обстоятельства, будущее;

– опирается на логику и математику;

– наблюдение и эксперимент проводятся на выборках (множествах) лю-

дей, а описание редкого «случай-контроль» феномена имеет наименьшую

достоверность среди сплошных, когортных и выборочных исследований в

рейтинге, например, достоверности доказательной медицины.

7. Психология проводит количественные и качественные исследования. Ко-

личественные наблюдения считаются достовернее качественных, потому что:

– позволяют распространять полученные результаты на генеральную со-

вокупность;

– определять надежность и валидность измерений;

– измерять эффекты воздействий одних феноменов на другие;

– измерять силу, характер и направление взаимосвязей и взаимовлияний

феноменов;

– предсказывать по одним феноменам другие (

Suter, Lindgren, Hiebert

, 1989).

8. Психология применяет наблюдение и эксперимент для определения

вклада в изучаемые явления одних факторов независимо от других в кон-

тролируемых условиях (

Crowl,

1993).

9. Психология использует публичность как верификацию данных наблю-

дения и теории многими исследователями независимо друг от друга с целью

появления возможности проследить в деталях обоснованность выдвигаемых

гипотез и способов их тестирования, использованные методы, полученные

результаты и соответствие выводов результатам (Stanovich, 1992).

Обособление гуманитарных наук

от естественных началось в XVII веке под

влиянием дуализма картезианцев, разделения «природы и человека», «ма-

терии и сознания», «физического мира и социально-духовного» (

Gulbenkian

Commision

…1996). C возникновением гуманитарного знания культурно-

историческая психология развивалась в его русле. Подчеркивание соци-

альных, культурных и исторических факторов, определяющих своеобразие

психики, поведения и деятельности человека являлось ее изначальной и

главной идеей.