12
Основателем культурно-исторической психологии, или «второй» психо-
логии (Коул, 1997) считается Вико (1668-1744), бросивший вызов Декарту,
опиравшемуся на естественные науки и дедуктивную логику: «История яв-
ляется ключом к любой гуманитарной науке, выражает человеческую волю
и дает большие знания о человеке, чем естественные науки». Вико настаи-
вал, что человек – не только рациональный и интеллектуальный, но и чув-
ствующий, мечтающий и переживающий. Аналитическому методу Декарта
он противопоставил синтетический, приводя в пример его возможностей де-
дуктивным путем построение Евклидом геометрии (
Vico
, 1990).
Развитие культурной психологии
в начале XIX века связано с Гумболь-
том (1767-1835), благодаря которому «вторая психология» стала обозначать-
ся как
Volkerpsychologie – «психология народов
», призванная изучать «дух
народа» – высшие психические функции как психический продукт, создава-
емый общественным характером человеческой жизни (Коул, 1997).
В середине XIX века Миль (1806-1873) предлагает единое синкретиче-
ское определение
«дуальная психология»
, которая состоит из двух «ветвей»:
естественно-научной (психологии, предмет которой – человек, а метод – экс-
перимент и дедукция) и гуманитарной (этологии, предмет которой – изуче-
ние типов характера человека методом размытых обобщений, приводящие к
образованию целого из элементов).
Вундт (1832-1920) развивает идеи Миля, разделяя психологию на
«физио-
логическую»
и собственно
«психологическую»
, создав первую в мире науч-
ную психофизическую лабораторию в Лейпцигском университете
Зарожденная Вико и последовательно сепарируемая от естественно-науч-
ной традиции в трудах Гумбольта, Миля и Вундта культурно-историческая
психология наполняется собственным смыслом и индивидуальной неповто-
римостью в конце XIX века благодаря Дильтею (1833-1911), объявившему
«субъективность» гуманитарных наук как главный критерий их отличия
от естественных, назвав их область «гуманитарно-социально-исторической
реальностью». Дильтей полагал, что предметом гуманитарных наук являют-
ся взаимодействия личного опыта, рефлексирующего понимания и выраже-
ния человеческого духа в жестах, словах и искусстве в обязательном ракурсе
исторического.
В XX веке культурно-историческая психология получает мощное и ди-
намичное научное развитие в России (Выготский, 1982; Леонтьев, 1994;
Рубинштейн, 1969), США, Франция, Германия (Коул, 1997). При станов-
лении этнокультуральной психологии и психиатрии и методологическим
подразделением их научных исследований на etic и emic подходы куль-
турно-историческая психология находит себя в кросс- культуральных ис-
следованиях (М. Мид, К Пайк, 1985;
Segall, Lonner, Berry
. 1998;
Hermans,
Kempen
, 1998).