Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 62 Next Page
Page Background

12

Основателем культурно-исторической психологии, или «второй» психо-

логии (Коул, 1997) считается Вико (1668-1744), бросивший вызов Декарту,

опиравшемуся на естественные науки и дедуктивную логику: «История яв-

ляется ключом к любой гуманитарной науке, выражает человеческую волю

и дает большие знания о человеке, чем естественные науки». Вико настаи-

вал, что человек – не только рациональный и интеллектуальный, но и чув-

ствующий, мечтающий и переживающий. Аналитическому методу Декарта

он противопоставил синтетический, приводя в пример его возможностей де-

дуктивным путем построение Евклидом геометрии (

Vico

, 1990).

Развитие культурной психологии

в начале XIX века связано с Гумболь-

том (1767-1835), благодаря которому «вторая психология» стала обозначать-

ся как

Volkerpsychologie – «психология народов

», призванная изучать «дух

народа» – высшие психические функции как психический продукт, создава-

емый общественным характером человеческой жизни (Коул, 1997).

В середине XIX века Миль (1806-1873) предлагает единое синкретиче-

ское определение

«дуальная психология»

, которая состоит из двух «ветвей»:

естественно-научной (психологии, предмет которой – человек, а метод – экс-

перимент и дедукция) и гуманитарной (этологии, предмет которой – изуче-

ние типов характера человека методом размытых обобщений, приводящие к

образованию целого из элементов).

Вундт (1832-1920) развивает идеи Миля, разделяя психологию на

«физио-

логическую»

и собственно

«психологическую»

, создав первую в мире науч-

ную психофизическую лабораторию в Лейпцигском университете

Зарожденная Вико и последовательно сепарируемая от естественно-науч-

ной традиции в трудах Гумбольта, Миля и Вундта культурно-историческая

психология наполняется собственным смыслом и индивидуальной неповто-

римостью в конце XIX века благодаря Дильтею (1833-1911), объявившему

«субъективность» гуманитарных наук как главный критерий их отличия

от естественных, назвав их область «гуманитарно-социально-исторической

реальностью». Дильтей полагал, что предметом гуманитарных наук являют-

ся взаимодействия личного опыта, рефлексирующего понимания и выраже-

ния человеческого духа в жестах, словах и искусстве в обязательном ракурсе

исторического.

В XX веке культурно-историческая психология получает мощное и ди-

намичное научное развитие в России (Выготский, 1982; Леонтьев, 1994;

Рубинштейн, 1969), США, Франция, Германия (Коул, 1997). При станов-

лении этнокультуральной психологии и психиатрии и методологическим

подразделением их научных исследований на etic и emic подходы куль-

турно-историческая психология находит себя в кросс- культуральных ис-

следованиях (М. Мид, К Пайк, 1985;

Segall, Lonner, Berry

. 1998;

Hermans,

Kempen

, 1998).