Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 62 Next Page
Page Background

13

При развитии культурно-исторической психологии в середине XX века

возникает еще одно течение – Социальный конструкционализм и конструк-

тивизм (Greer, 1997), постулирующее «первичность социального», и что

«люди являются продуктом их культурной и личной историй, ближайшего

социального окружения». Данная позиция подчеркивается отрицанием ин-

дивидуального поведения и индивидуальности, сосредотачиваясь на иссле-

дованиях взаимоотношений между людьми, которые производят «внутрен-

ние миры» субъективного опыта. Главное внимание последователей данного

течения приковано к дискурсивной практике людей (

Zimbardo,McDermott,

Janssz, & Metaal

, 1995). Человеческой жизни присуща коллективная актив-

ность, а человек характеризуется субъективностью и интенциональностью,

что коренным образом отличает культурно-историческую психологию и

дискурсивную практику от естественных наук (

Harre

, 2000). Однако под-

ходит близко к социобиологии – не по предмету, но по методу!

В настоящее время естественно-научная и культурно-историческая пси-

хология часто «выходят» за методологические рамки и ограничения соб-

ственных традиций в связи со сложностью изучаемого феномена – Человека,

имеющего в своем мироздании и физические, химические, физиологические

структуры и закономерности, и индивидуально опытные, рефлексирующие,

интенционально взаимодействующие понимания и смыслы. Например, в

естественнонаучной психиатрии применяются качественные исследова-

ния редких случаев заболеваний и особо опасных действий, а в составле-

нии психологического и патопсихологического портрета в криминальной

психологии часто используется априорный по сути психодинамический

фрейдистский подход – что говорит о применении культурно-исторической

методологии. А эмпирическая эстетика, возникшая в оппозиции к эстети-

ке «сверху», восходящей к философской эстетике, берет начало от Фехнера

(

Fechner

, 1897) и как эстетика «снизу» использует естественнонаучную ме-

тодологию по отношению к гуманитарной области своего предмета (Иван-

ченко, Харуто, 2000; Мартиндейл, 2000). Поэтому мы говорим об явной и

неявной «гуманизации» естествознания в последнее время.

Рассмотрим три фундаментальные идеи современной культурной

психологии:

1. Она руководствуется идеями социального конструктивизма и кон-

струкционализма, включая социально-историческую теорию Выготского.

Психические функции рассматриваются как обусловленные социально об-

условленные феномены.

2. Она амальгамировала идеи феноменологии Гуссерля, в которой Чело-

век рассматривается как:

– активная;