13
При развитии культурно-исторической психологии в середине XX века
возникает еще одно течение – Социальный конструкционализм и конструк-
тивизм (Greer, 1997), постулирующее «первичность социального», и что
«люди являются продуктом их культурной и личной историй, ближайшего
социального окружения». Данная позиция подчеркивается отрицанием ин-
дивидуального поведения и индивидуальности, сосредотачиваясь на иссле-
дованиях взаимоотношений между людьми, которые производят «внутрен-
ние миры» субъективного опыта. Главное внимание последователей данного
течения приковано к дискурсивной практике людей (
Zimbardo,McDermott,
Janssz, & Metaal
, 1995). Человеческой жизни присуща коллективная актив-
ность, а человек характеризуется субъективностью и интенциональностью,
что коренным образом отличает культурно-историческую психологию и
дискурсивную практику от естественных наук (
Harre
, 2000). Однако под-
ходит близко к социобиологии – не по предмету, но по методу!
В настоящее время естественно-научная и культурно-историческая пси-
хология часто «выходят» за методологические рамки и ограничения соб-
ственных традиций в связи со сложностью изучаемого феномена – Человека,
имеющего в своем мироздании и физические, химические, физиологические
структуры и закономерности, и индивидуально опытные, рефлексирующие,
интенционально взаимодействующие понимания и смыслы. Например, в
естественнонаучной психиатрии применяются качественные исследова-
ния редких случаев заболеваний и особо опасных действий, а в составле-
нии психологического и патопсихологического портрета в криминальной
психологии часто используется априорный по сути психодинамический
фрейдистский подход – что говорит о применении культурно-исторической
методологии. А эмпирическая эстетика, возникшая в оппозиции к эстети-
ке «сверху», восходящей к философской эстетике, берет начало от Фехнера
(
Fechner
, 1897) и как эстетика «снизу» использует естественнонаучную ме-
тодологию по отношению к гуманитарной области своего предмета (Иван-
ченко, Харуто, 2000; Мартиндейл, 2000). Поэтому мы говорим об явной и
неявной «гуманизации» естествознания в последнее время.
Рассмотрим три фундаментальные идеи современной культурной
психологии:
1. Она руководствуется идеями социального конструктивизма и кон-
струкционализма, включая социально-историческую теорию Выготского.
Психические функции рассматриваются как обусловленные социально об-
условленные феномены.
2. Она амальгамировала идеи феноменологии Гуссерля, в которой Чело-
век рассматривается как:
– активная;