14
– творческая;
– индивидуальность.
Интенциональные значения индивидуальности раскрываются:
– в деталях;
– описательно;
– в качественном ключе.
3. Центральными понятиями, идущими от Дильтея, являются:
– «понимание» (
Verstehen
);
– и «интерпретация» (
Hermeneutic
).
Для обнаружения культурно обусловленных феноменов культуральный
психолог должен обладать:
– опытом и искушенностью;
– чувствительностью и эмпатией;
– проводить всестороннее и тщательное наблюдение.
Выделим основные особенности положений культурной психологии:
1. Сознание – краеугольный камень объективного знания, потому что:
– обладает способностью к саморефлексии;
– объективно отражает социальные отношения;
– имеет возможность выходить за пределы явлений и проникать в сущность
вещей, вступая при этом во взаимодействие с изучаемым феноменом – таким
образом, исследователь может получить полное понимание психологии людей.
Это и есть конструирование социальных миров и социальное констру-
ирование мира, позволяющее познавать объекты такими, какими они есть,
следовательно – придавать познанию объективный характер.
2. Принципиальным является вопрос о качестве психических феноменов:
– возможно понимание их качественных особенностей в целом, без раз-
ложения на отдельные элементы;
– отвержение количественных измерений при приоритете качественных,
степень выраженности любых феноменов принято выражать в терминах
качества. Например: высокий интеллект – низкий интеллект, и лишь после
качественной оценки феномена возможны сравнения или уточнения количе-
ства – сколько людей в исследовании имели это качество.
3. Комплексность (системность) определенно присуща психическим фе-
номенам, значит, качественные исследования объективны.
4. Развитие представлений Дильтея о «понимании» и «интерпретации»
привело к особому значению понимания как метода постижения человече-
ской экспрессии. Причем значения интерпретации выводятся из экспрессии,
а не ищутся внутри ее.
5. Для конструирования общих паттернов понимаются и интерпретиру-
ются индивидуальные случаи с опорой на метод индукции, понимаемый как
творческая интуиция, позволяющая «схватить» общий паттерн, неявно при-
сутствующий в индивидуальных случаях.