15
Требования к достоверности результатов конструирования общих пат-
тернов как процесса генерализации индивидуального опыта или поведения
в наиболее общих существенных особенностей феномена:
– использование контролируемых и систематических данных;
– раскрытие внутрикультурного единообразия;
– раскрытие вариации культурно-исторического знания.
6. Качественное исследование направлено на постижение сущностных
особенностей феномена, а не на фиксацию поверхностных проявлений («не-
полных индикаторов» сущности феноменов). Сущность находится в общих
паттернах, а теоретические концепции, в которых схвачена эта сущность
должны направлять, организовывать и структурировать наблюдение куль-
турного психолога.
7. Наблюдатель и мир – не тождественны, психические функции соци-
ально обусловлены, поэтому наблюдения могут:
– соответствовать;
– не соответствовать;
– неполно соответствовать реальности феномена.
В связи с этим рассматриваются три вида валидности:
– дескриптивная – соблюдение точности описания фактов;
– интерпретативная – контролирует умозаключения о значениях действий;
– теоретическая (объяснительная) – направлена на идентификацию моти-
вов и причин как источников феноменов.
8. Культурная психология многократно перепроверяет полученные ре-
зультаты изучения феномена:
– через множество ситуаций, состояний, действий и поступков;
– учитывает характер предшествующих и последующих ответов респон-
дентов;
– использует метод перекрестных оценок, получаемых от нескольких
экспертов.
9. Психологические, культурные и социальные феномены определяются
концептуально, а не операционально.
10.Понимание предполагает не только описание феноменов, но и объяс-
нение их. Социально-культурная активность рассматривается как главный
источник объяснения.
В силу этих трех обстоятельств гуманитарные пауки не могут основы-
ваться на тех же гносеологических принципах, что и естествознание; они
могут использовать эти принципы лишь до определенных пределов. Дру-
гими словами, если здесь и возможна универсалистская позиция, то индук-
тивный способ рассуждений часто ведет к ошибкам, а редукционизм едва ли
допустим. Можно принять следующее определение гуманитарного позна-
ния, отражающее его существенные особенности: это субъективированное