Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 62 Next Page
Page Background

15

Требования к достоверности результатов конструирования общих пат-

тернов как процесса генерализации индивидуального опыта или поведения

в наиболее общих существенных особенностей феномена:

– использование контролируемых и систематических данных;

– раскрытие внутрикультурного единообразия;

– раскрытие вариации культурно-исторического знания.

6. Качественное исследование направлено на постижение сущностных

особенностей феномена, а не на фиксацию поверхностных проявлений («не-

полных индикаторов» сущности феноменов). Сущность находится в общих

паттернах, а теоретические концепции, в которых схвачена эта сущность

должны направлять, организовывать и структурировать наблюдение куль-

турного психолога.

7. Наблюдатель и мир – не тождественны, психические функции соци-

ально обусловлены, поэтому наблюдения могут:

– соответствовать;

– не соответствовать;

– неполно соответствовать реальности феномена.

В связи с этим рассматриваются три вида валидности:

– дескриптивная – соблюдение точности описания фактов;

– интерпретативная – контролирует умозаключения о значениях действий;

– теоретическая (объяснительная) – направлена на идентификацию моти-

вов и причин как источников феноменов.

8. Культурная психология многократно перепроверяет полученные ре-

зультаты изучения феномена:

– через множество ситуаций, состояний, действий и поступков;

– учитывает характер предшествующих и последующих ответов респон-

дентов;

– использует метод перекрестных оценок, получаемых от нескольких

экспертов.

9. Психологические, культурные и социальные феномены определяются

концептуально, а не операционально.

10.Понимание предполагает не только описание феноменов, но и объяс-

нение их. Социально-культурная активность рассматривается как главный

источник объяснения.

В силу этих трех обстоятельств гуманитарные пауки не могут основы-

ваться на тех же гносеологических принципах, что и естествознание; они

могут использовать эти принципы лишь до определенных пределов. Дру-

гими словами, если здесь и возможна универсалистская позиция, то индук-

тивный способ рассуждений часто ведет к ошибкам, а редукционизм едва ли

допустим. Можно принять следующее определение гуманитарного позна-

ния, отражающее его существенные особенности: это субъективированное