Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 62 Next Page
Page Background

16

понимание объектов и явлений. Такая формулировка, конечно, очень груба,

а кроме того, как хорошо видно, построена она по схеме оппозиции к прин-

ципам естественных наук. Однако думается, что всякое сравнение двух раз-

личных моделей познания легче проводить, располагая полярно противопо-

ложными, пусть грубыми, схемами. Имея перед глазами две крайние точки

отсчета, возможно легче найти точки соприкосновения и перехода.

Общая характеристика и основные понятия

Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия,

антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг кото-

рых все более расширяется. Однако свести воедино научную информацию,

получаемую всеми этими дисциплинами, чрезвычайно трудно, и в силу это-

го существует множество толкований термина «сознание».

Философское определение сознания

В философии понятия «сознание» и «материя» рассматриваются как две

основные разновидности бытия, сущности вообще. На всем протяжении из-

учения философской категории «бытие» наиболее острой была и остается

проблема соотношения этих двух основных типов реальности – объектив-

ной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых одна предше-

ствует другой и порождает ее (идеализм и материализм). А может быть, в

мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они неза-

висимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга – развиваются по

своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм).

В материализме признается первичность материи, а сознание возникло в

результате длительной эволюции живого. Совершенствование нервной си-

стемы послужило основным источником развития психики и сознания. Эти

новые свойства нервной системы приобретались в результате приспособле-

ния к среде и закреплялись в генотипе.

Решающим для формирования сознания человека стало изготовление им

орудий труда и появление языка. Только с возникновением сознания у человека

появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.

Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспита-

ния, усвоения им выработанных за длительное время существования че-

ловечества понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение

требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений

действительности. На определенном этапе развития индивидуального со-

знания у него появляется рефлексивная способность, т.е. готовность созна-

ния к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлек-

сия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую

признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже

представления о том, что у него есть психика.