16
понимание объектов и явлений. Такая формулировка, конечно, очень груба,
а кроме того, как хорошо видно, построена она по схеме оппозиции к прин-
ципам естественных наук. Однако думается, что всякое сравнение двух раз-
личных моделей познания легче проводить, располагая полярно противопо-
ложными, пусть грубыми, схемами. Имея перед глазами две крайние точки
отсчета, возможно легче найти точки соприкосновения и перехода.
Общая характеристика и основные понятия
Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия,
антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг кото-
рых все более расширяется. Однако свести воедино научную информацию,
получаемую всеми этими дисциплинами, чрезвычайно трудно, и в силу это-
го существует множество толкований термина «сознание».
Философское определение сознания
В философии понятия «сознание» и «материя» рассматриваются как две
основные разновидности бытия, сущности вообще. На всем протяжении из-
учения философской категории «бытие» наиболее острой была и остается
проблема соотношения этих двух основных типов реальности – объектив-
ной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых одна предше-
ствует другой и порождает ее (идеализм и материализм). А может быть, в
мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они неза-
висимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга – развиваются по
своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм).
В материализме признается первичность материи, а сознание возникло в
результате длительной эволюции живого. Совершенствование нервной си-
стемы послужило основным источником развития психики и сознания. Эти
новые свойства нервной системы приобретались в результате приспособле-
ния к среде и закреплялись в генотипе.
Решающим для формирования сознания человека стало изготовление им
орудий труда и появление языка. Только с возникновением сознания у человека
появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.
Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспита-
ния, усвоения им выработанных за длительное время существования че-
ловечества понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение
требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений
действительности. На определенном этапе развития индивидуального со-
знания у него появляется рефлексивная способность, т.е. готовность созна-
ния к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлек-
сия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую
признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже
представления о том, что у него есть психика.