18
Долгое время в психологии единственным методом изучения сознания
являлась интроспекция (самонаблюдение). Истоки возникновения этого
метода лежат в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыс-
лей. Однако основные положения ее выдвинуты английским философом
Дж. Локком (1632-1704). Он считал, что объекты внешнего мира познаются
внешними органами чувств, а вот деятельность нашего ума познается с по-
мощью особого внутреннего чувства – рефлексии. При рефлексии возникает
своеобразная раздвоенность, «удвоение» сознания – человек что-то делает
(размышляет, переживает) и одновременно наблюдает за тем, что он делает.
Можно выделить два основных слоя сознания (Выготский Л.С, 1924; Зин-
ченко В.П., 1991):
–
бытийное сознание
(сознание для бытия, экстравертированное созна-
ние) – выполняет свои функции при организации текущего поведения, где
необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного
образа и нужной двигательной программы;
–
рефлексивное сознание
(сознание для сознания) – более соотносится с
значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, т.е.
того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.
Процессы взаимной трансформации значений и смыслов выступают
средством диалога и взаимопонимания. Бытийный и рефлексивный слои
сознания находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из них выполняет свои
функции, и при решении различных жизненных задач может доминировать
либо один, либо другой.
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или сознание
самости, самосознание. Осознание себя в качестве устойчивого объекта пред-
полагает внутреннюю целостность, постоянство личности. Мы всегда остаемся
сами собой вне зависимости от меняющихся ситуаций. Ощущение человеком
своей единственности, самоидентичности поддерживается непрерывностью его
переживаний во времени: мы помним свое прошлое, переживаем настоящее,
имеем надежды на будущее. Главная функция самосознания — сделать доступ-
ными для собственного понимания мотивы и результаты своих поступков, оце-
нить себя (самооценка). Общим интегральным измерением «Я» здесь выступает
самопринятие и самоуважение. Поддержание приемлемого для личности уров-
ня самоуважения составляет важную и, как правило, неосознаваемую функцию
самосознания. Одним из способов реализации данной функции и являются за-
щитные механизмы личности (механизмы психологической защиты).
Определение сознания в медицине
В медицине, в частности в психиатрии, традиционно расстройства сознания
противопоставляются «сознательности» или «ясности сознания». Значение по-