Table of Contents Table of Contents
Previous Page  23 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 23 / 62 Next Page
Page Background

21

себя из окружающего и в его речи отсутствует местоимение «Я». В зеркале

он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя лишь в 26 мес. На фото-

графиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя – значительно позднее.

3. Индивидуальное сознание (от 3–4 до 7–9 лет).

Знаменуется появле-

нием у ребенка сознания своего "Я" и началом развития самосознания. Воз-

можность выделения себя из окружающей среды становится возможной в

связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о про-

странстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в

начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения обще-

ния ребенка со сверстниками и близкими.

4. Коллективное сознание (от 7–9 до 14–16 лет)

– характеризуется по-

явлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предме-

тах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших

форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников.

Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в

общественных событиях и появлением у них общественного, социального

сознания. Все эти новые качества сознания обеспечиваются началом посте-

пенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства

воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах

своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихичес-кого, субъектив-

ного (представляемого и воображаемого).

5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет)

– характеризуется совер-

шенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают осно-

ву для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность

не только к созданию некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как

бы "рассматривания" изнутри полученной картины («отражение отражения»).

Таким образом, при рефлексии (от лат.

reflexio

– обращение назад) сознание об-

ращается на самое себя и производит размышление над своими психическими

состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.

В психологической литературе описываются случаи более медленного

развития самосознания у однояйцовых близнецов, воспитывающихся вме-

сте. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца и правильная

ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов

чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за

своего собрата, как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начи-

нает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое

отражение с отражением своего партнера (

Zazzo R

., 1960).

Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающе-

го постепенно вырастает самосознание, которое в свою очередь также пре-

терпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического

«Я» – до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах