21
себя из окружающего и в его речи отсутствует местоимение «Я». В зеркале
он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя лишь в 26 мес. На фото-
графиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя – значительно позднее.
3. Индивидуальное сознание (от 3–4 до 7–9 лет).
Знаменуется появле-
нием у ребенка сознания своего "Я" и началом развития самосознания. Воз-
можность выделения себя из окружающей среды становится возможной в
связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о про-
странстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в
начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения обще-
ния ребенка со сверстниками и близкими.
4. Коллективное сознание (от 7–9 до 14–16 лет)
– характеризуется по-
явлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предме-
тах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших
форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников.
Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в
общественных событиях и появлением у них общественного, социального
сознания. Все эти новые качества сознания обеспечиваются началом посте-
пенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства
воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах
своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихичес-кого, субъектив-
ного (представляемого и воображаемого).
5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет)
– характеризуется совер-
шенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают осно-
ву для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность
не только к созданию некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как
бы "рассматривания" изнутри полученной картины («отражение отражения»).
Таким образом, при рефлексии (от лат.
reflexio
– обращение назад) сознание об-
ращается на самое себя и производит размышление над своими психическими
состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.
В психологической литературе описываются случаи более медленного
развития самосознания у однояйцовых близнецов, воспитывающихся вме-
сте. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца и правильная
ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов
чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за
своего собрата, как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начи-
нает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое
отражение с отражением своего партнера (
Zazzo R
., 1960).
Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающе-
го постепенно вырастает самосознание, которое в свою очередь также пре-
терпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического
«Я» – до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах