22
(рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролиро-
вать адекватность, целостность, последовательность, завершенность своих
психических процессов и умение их направлять на решение главных задач,
стоящих перед человеком.
Взаимодействие сознания и бессознательного
«Для физика достаточно еще, пожалуй, и идеи твердой
материи... Физиолог, психолог с ней ничего поделать не
может. Но тот, кто стремится к объединению наук в одно
еди¬ное целое, должен отыскать представление, которое
могло бы найти применение во всех областях науки»
Э.Мах
Понятия «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя счи-
тать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент
включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих
уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и пере-
живаний); подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент
на сознательный уровень) и бессознательный (инстинктивные механизмы и
личное бессознательное – неосознаваемая мотивация аффективных и дру-
гих общих реакций).
В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех
одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сиг-
налов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком
для осознанного управления своим поведением.
Остальные сигналы также используются организмом для регулирования
некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиоло-
гических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осозна-
ются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если
направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безуслов-
но рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уко-
ле, хотя можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание
практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как
ходьба или езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о
самих двигательных актах, хотя иногда, задумавшись, человек может авто-
матически (бессознательно) обходить препятствия.
На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические
процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и
звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мыш-
лении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно обра-
зом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим
об интуиции, т.к. начало мышления и его завершение (вывод) осознанны,
но вся промежуточная часть цепочки мыслительных операций человеком
не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических процес-
сов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях