Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 62 Next Page
Page Background

39

Повреждение любого звена может приводить к двигательным, когнитив-

ным, эмоциональным, поведенческим нарушениям, которые весьма близки

по феноменологии к симптомам лобной дисфункции (психическая и двига-

тельная замедленность, уменьшение интеллектуальной гибкости, снижение

фона настроения и др.).

Морфогенез мозга

Максимальное увеличение веса мозга приходится на первые годы жиз-

ни, увеличение веса замедляется в 7-8 лет, максимальный вес достигается у

мужчин в 19-20 лет, у женщин – в 16-18 лет. Дифференциация систем мозга

происходит постепенно.

При рождении у ребенка практически полностью сформированы подкорко-

вые образования (1 блок мозга) и близким к завершению является созревание

проекционных областей КБП (в которых заканчиваются нервные волокна,

идущие от рецепторов разных анализаторов, и берут начало моторные про-

водящие пути, 2 блок мозга).

В период от 2 до 5 лет активно созревают вторичные зоны КБП (2 и 3

блоки мозга). Эти структуры обеспечивают процессы восприятия в преде-

лах отдельных модальностей и выполнение последовательности действий.

Далее созревает задняя ассоциативная третичная зона КБП – зона ТРО

(теменно-височно-затылочная область). Эта зона обеспечивает синтез всей

входящей разномодальной информации в целостное отражение окружаю-

щей действительности (во всей совокупности ее связей и взаимоотношений).

В последнюю очередь созревает передняя ассоциативная третичная зона

КБП – префронтальная область (передне-лобная кора). Эта область отвеча-

ет за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности,

включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности ин-

формации, формирование на ее основе программ деятельности и контроль

за правильным ее протеканием.

Каждый из трех функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в

разные сроки, и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку.

Активное образование синапсов – контактов между нервными клетками –

происходит от рождения до двух лет, их количество в этот период больше,

чем у взрослого человека. К 7 годам их число уменьшается до уровня, свой-

ственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность (избыточ-

ность синапсов) в раннем возрасте – основа для усвоения опыта.

Принцип гетерохронного развития можно наблюдать в формировании

различных анализаторных систем. Раньше формируются кожно-кинестети-

ческий и двигательный анализаторы, остальные – позже.

Мозг достигает морфологической зрелости в целом к 18-20 годам.