Table of Contents Table of Contents
Previous Page  42 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 42 / 62 Next Page
Page Background

40

Векторы морфогенеза

1. Снизу вверх (сначала созревают подкорковые глубинные структуры,

позже – КБП).

2. От задних отделов к передним отделам КБП.

3. Справа налево (до 5–6 лет быстрее созревают структуры правого по-

лушария, позже активно формируются структуры левого полушария).

4. Сверху вниз (сформированные передние отделы КБП регулируют

функции нижележащих структур мозга).

Методы исследования сознания

«Всякая сложная система, в определении, в принципе не

может быть описана исчерпывающим образом – в смыс-

ле полноты описания физических объектов. Более того,

она не может быть описана единственным образом».

Ю. А. Шрейдер

Исследование сознания представляет значительные трудности, а о рас-

стройствах его приходится судить по косвенным признакам: мимика, жалобы

(некоторые больные жалуются на неясность сознания), реакции на внеш-

ние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.

При исследовании на ориентировку следует различать ориентировку во

внешней среде, т.е. месте, времени и окружающих лицах (аллопсихическая

ориентация), и ориентировку по отношению к самому себе – как в плане

«

схемы тела

»

(соматопсихическая ориентация), так и в плане психической

жизни (аутопсихическая ориентация).

Для исследования психофизиологических механизмов бодрствования и

сна наиболее широкое распространение получила электроэнцефалография.

С поверхности кожи головы можно записывать и вызванные потенциалы

мозга, которые возникают в ответ на различные сенсорные раздражители

(световую, звуковую и иную стимуляцию).

Более традиционными для изучения различных состояний сознания яв-

ляются описательные методы, основанные на наблюдении за поведением и

самоотчетах испытуемых о своих переживаниях. В большинстве случаев

методы самонаблюдения не позволяют провести количественно-формализо-

ванный анализ возникающих в сознании изменений, хотя и приносят дан-

ные, свидетельствующие о многообразии содержаний сознания у людей.

Экспериментально-психологические методы исследования сознания еще

остаются малоразработанными, но и в этой области наметились уже опреде-

ленные подходы к решению проблемы. В частности, для изучения сознания все

чаще стали использовать лингвистические методы, поскольку непосредствен-

ным репрезентативом сознания является язык в его речевой форме. Анализ из-

менений в характеристиках речи (лексика, семиотика и грамматика языка) при

тех или иных психических состояниях, изменениях физиологических процес-

сов в центральной нервной системе широко используется в психолингвистике