40
Векторы морфогенеза
1. Снизу вверх (сначала созревают подкорковые глубинные структуры,
позже – КБП).
2. От задних отделов к передним отделам КБП.
3. Справа налево (до 5–6 лет быстрее созревают структуры правого по-
лушария, позже активно формируются структуры левого полушария).
4. Сверху вниз (сформированные передние отделы КБП регулируют
функции нижележащих структур мозга).
Методы исследования сознания
«Всякая сложная система, в определении, в принципе не
может быть описана исчерпывающим образом – в смыс-
ле полноты описания физических объектов. Более того,
она не может быть описана единственным образом».
Ю. А. Шрейдер
Исследование сознания представляет значительные трудности, а о рас-
стройствах его приходится судить по косвенным признакам: мимика, жалобы
(некоторые больные жалуются на неясность сознания), реакции на внеш-
ние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие.
При исследовании на ориентировку следует различать ориентировку во
внешней среде, т.е. месте, времени и окружающих лицах (аллопсихическая
ориентация), и ориентировку по отношению к самому себе – как в плане
«
схемы тела
»
(соматопсихическая ориентация), так и в плане психической
жизни (аутопсихическая ориентация).
Для исследования психофизиологических механизмов бодрствования и
сна наиболее широкое распространение получила электроэнцефалография.
С поверхности кожи головы можно записывать и вызванные потенциалы
мозга, которые возникают в ответ на различные сенсорные раздражители
(световую, звуковую и иную стимуляцию).
Более традиционными для изучения различных состояний сознания яв-
ляются описательные методы, основанные на наблюдении за поведением и
самоотчетах испытуемых о своих переживаниях. В большинстве случаев
методы самонаблюдения не позволяют провести количественно-формализо-
ванный анализ возникающих в сознании изменений, хотя и приносят дан-
ные, свидетельствующие о многообразии содержаний сознания у людей.
Экспериментально-психологические методы исследования сознания еще
остаются малоразработанными, но и в этой области наметились уже опреде-
ленные подходы к решению проблемы. В частности, для изучения сознания все
чаще стали использовать лингвистические методы, поскольку непосредствен-
ным репрезентативом сознания является язык в его речевой форме. Анализ из-
менений в характеристиках речи (лексика, семиотика и грамматика языка) при
тех или иных психических состояниях, изменениях физиологических процес-
сов в центральной нервной системе широко используется в психолингвистике