51
1. Проблема сходства и различия естественно-научной и культурно-исто-
рической традиций по методу:
− обе традиции признают роль опыта и мышления;
− отличаются философскими корнями;
− отличаются главенством соотношения назначения опыта и мышления
в объективности познания.
Естествознание подчиняет мышление опыту, сверяя концепции с эмпи-
рической реальностью, поэтому теоретическое мышление объективно и бес-
пристрастно.
Качественная культурная психология утверждает главенство мышления
в терминах понимания и интерпретации и подчиняет ему опыт, поэтому
понятия понимания, интерпретации, описания, генерализации, социаль-
но-культурной обусловленности вводятся априорно и сами нуждаются в
эмпирической проверке и валидизации. Не решен вопрос о пристрастном
влиянии фундаментальной ошибки атрибуции, апперцепции восприятия,
когнитивных стилей, глубины сознания и самосознания исследователя на
объективность понимания.
2. Проблема отношения к валидности: количество или качество?
Фундаментальной проблемой естествознания является физичность ме-
тода и его ограничения в познании субъективного мира. Фундаменталь-
ной проблемой культурной психологии является проблема ее собственно
научности по методу, поэтому она является необходимой и дополняющей на-
учную методологию. Ратнер (Ratner, 1997) замечает, что естественнонаучная
концепция науки (часто называемая позитивистской) может быть невалид-
ной, а качественная непозитивистская методология – валидной. Культурная
психология построена на иных основаниях и по отношению к естествозна-
нию, и по отношению к гуманитарным наукам. С этих позиций нет фунда-
ментальных различий между естественными науками и качественной ме-
тодологией культурной психологии. Альтернативой позитивизму является
наука, свободная от позитивизма, но не антинаука.
Но это понимание требует выхода за пределы триады универсализма-ин-
дуктивизма-редукционизма как парадигмы.
Не вмешиваясь в изменение гносеологической триады современного
естествознания, Ратнер предлагает стандары «новой науки», воспринима-
ющей все лучшее от обеих традиций. Новая наука должна перенять от есте-
ственной науки:
− объективность;
− доказательность;
− точность;
− упорядоченность;