Table of Contents Table of Contents
Previous Page  53 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 53 / 62 Next Page
Page Background

51

1. Проблема сходства и различия естественно-научной и культурно-исто-

рической традиций по методу:

− обе традиции признают роль опыта и мышления;

− отличаются философскими корнями;

− отличаются главенством соотношения назначения опыта и мышления

в объективности познания.

Естествознание подчиняет мышление опыту, сверяя концепции с эмпи-

рической реальностью, поэтому теоретическое мышление объективно и бес-

пристрастно.

Качественная культурная психология утверждает главенство мышления

в терминах понимания и интерпретации и подчиняет ему опыт, поэтому

понятия понимания, интерпретации, описания, генерализации, социаль-

но-культурной обусловленности вводятся априорно и сами нуждаются в

эмпирической проверке и валидизации. Не решен вопрос о пристрастном

влиянии фундаментальной ошибки атрибуции, апперцепции восприятия,

когнитивных стилей, глубины сознания и самосознания исследователя на

объективность понимания.

2. Проблема отношения к валидности: количество или качество?

Фундаментальной проблемой естествознания является физичность ме-

тода и его ограничения в познании субъективного мира. Фундаменталь-

ной проблемой культурной психологии является проблема ее собственно

научности по методу, поэтому она является необходимой и дополняющей на-

учную методологию. Ратнер (Ratner, 1997) замечает, что естественнонаучная

концепция науки (часто называемая позитивистской) может быть невалид-

ной, а качественная непозитивистская методология – валидной. Культурная

психология построена на иных основаниях и по отношению к естествозна-

нию, и по отношению к гуманитарным наукам. С этих позиций нет фунда-

ментальных различий между естественными науками и качественной ме-

тодологией культурной психологии. Альтернативой позитивизму является

наука, свободная от позитивизма, но не антинаука.

Но это понимание требует выхода за пределы триады универсализма-ин-

дуктивизма-редукционизма как парадигмы.

Не вмешиваясь в изменение гносеологической триады современного

естествознания, Ратнер предлагает стандары «новой науки», воспринима-

ющей все лучшее от обеих традиций. Новая наука должна перенять от есте-

ственной науки:

− объективность;

− доказательность;

− точность;

− упорядоченность;