52
− объяснительность;
− установление номотетических законов, характеризующих генеральную
совокупность;
− эмпирическую фактуальность.
Новая наука должна перенять от качественной культурной традиции:
− принципы связного концептуального понимания;
− интерпретацию качественных существенных свойств феноменов, имею-
щих комплексный, целостный характер, являющихся конкретными и индивиду-
ально – своеобразными, и подчиняющихся идеографическим закономерностям.
От чего должна, по мнению Ратнера, избавиться новая наука:
− от наблюдения, основанного на чувственном опыте;
− от атомизма;
− от упрощений и операциональных дефиниций естественной науки;
− от смутности концептуальных дефиниций, не подтвержденных эмпи-
рическими исследованиями;
− от субъективизма наблюдателей культурной традиции.
Но если в современной физике идея дополнительности еще не вполне вос-
принята, то применимость ее в биологии и психологии до самого последнего
времени вообще не рассматривалась, хотя этого требуют не только специфи-
ка объектов биологического исследования, но и сам характер получения зна-
ния в данной области, особенно – в изучении СОЗНАНИЯ.
Холестический подход в науке открыл особые свойства сознания:
Оно способно продуцировать целостные феномены:
– законы организации гештальт-психологии;
– фи-феномен Вертхаймера (кино, пропеллер – гештальты восприятия).
Способность мышления и воображения создавать и воспроизводить це-
лостные образы:
– синкретизм;
– образование категорий;
– построение классификаций.
Исследования:
– когнитивных (Холодная, 1996,1997; Шкуратова, 1994);
– и эмоциональных стилей (Дорфман, 1997);
– объединение по отличию или сходству элементов (внутренние крите-
рии) либо по внешним – отношению к объектам.
Качественная культурная психология (
Ratner
, 1997) претендует на изуче-
ние целостности феноменов. Но целостность изучается с позиций понима-
ния и интерпретации. Открыт вопрос; что целостно – понимание (интерпре-
тация) исследователя, или собственно феномены?