Table of Contents Table of Contents
Previous Page  54 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 62 Next Page
Page Background

52

− объяснительность;

− установление номотетических законов, характеризующих генеральную

совокупность;

− эмпирическую фактуальность.

Новая наука должна перенять от качественной культурной традиции:

− принципы связного концептуального понимания;

− интерпретацию качественных существенных свойств феноменов, имею-

щих комплексный, целостный характер, являющихся конкретными и индивиду-

ально – своеобразными, и подчиняющихся идеографическим закономерностям.

От чего должна, по мнению Ратнера, избавиться новая наука:

− от наблюдения, основанного на чувственном опыте;

− от атомизма;

− от упрощений и операциональных дефиниций естественной науки;

− от смутности концептуальных дефиниций, не подтвержденных эмпи-

рическими исследованиями;

− от субъективизма наблюдателей культурной традиции.

Но если в современной физике идея дополнительности еще не вполне вос-

принята, то применимость ее в биологии и психологии до самого последнего

времени вообще не рассматривалась, хотя этого требуют не только специфи-

ка объектов биологического исследования, но и сам характер получения зна-

ния в данной области, особенно – в изучении СОЗНАНИЯ.

Холестический подход в науке открыл особые свойства сознания:

Оно способно продуцировать целостные феномены:

– законы организации гештальт-психологии;

– фи-феномен Вертхаймера (кино, пропеллер – гештальты восприятия).

Способность мышления и воображения создавать и воспроизводить це-

лостные образы:

– синкретизм;

– образование категорий;

– построение классификаций.

Исследования:

– когнитивных (Холодная, 1996,1997; Шкуратова, 1994);

– и эмоциональных стилей (Дорфман, 1997);

– объединение по отличию или сходству элементов (внутренние крите-

рии) либо по внешним – отношению к объектам.

Качественная культурная психология (

Ratner

, 1997) претендует на изуче-

ние целостности феноменов. Но целостность изучается с позиций понима-

ния и интерпретации. Открыт вопрос; что целостно – понимание (интерпре-

тация) исследователя, или собственно феномены?