4
Методологические проблемы
научного исследования сознания
«...Рациональность не может более отождествляться
с «определенностью», а вероятность – с незнанием,
как это имело место в классическом естествознании.
На всех уровнях – в физике, биологии, моделировании
человеческого поведения – существенную роль играют
вероятность и необратимость. Мы являемся свидетеля-
ми нового сближения двух «видений мира» – одного,
основанного на опыте науки, и другого, формирующе-
гося на личностном уровне, будь то путем интроспек-
ции или из экзистенциального опыта»
И. Пригожин
Науки о сознаниииповедении сложных систем– от нейроэтологии до соци-
оэкологии человека, от бихевиорально-когнитивной до кросс-культуральной
психологии – по происхождению, по методологическому обеспечению, и по
предмету исследования являются дисциплинами естественнонаучными. Со-
ответственно они целиком разделяют принципы современного физически
ориентированного естествознания, принимая и его гносеологические идеа-
лы. Они тянутся к стройности и универсальности физической картины мира,
несмотря на всю сложность своих собственных объектов. Но такое рассогла-
сование между редукционистским стремлением к физической простоте и
реальной сложностью исследуемых объектов приводит к накоплению вну-
тренних противоречий в науках о поведении. Противоречия эти особенно
обострились в настоящее время, затронув не только область прежде всего
онтологии указанных наук, но и область гносеологии – что является уже сви-
детельством кризисных процессов в их концептуальном конструкции.
Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на-
учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных
философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и
технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста-
вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ-
яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу
XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации
«нащупывания» методологических основ:
– абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла;
– количественные представления о природе пришли на смену качественным;
– возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу-
чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экпе-
рименте) вопросы с позиций частных теорий;
– принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему».
Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских