Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 62 Next Page
Page Background

4

Методологические проблемы

научного исследования сознания

«...Рациональность не может более отождествляться

с «определенностью», а вероятность – с незнанием,

как это имело место в классическом естествознании.

На всех уровнях – в физике, биологии, моделировании

человеческого поведения – существенную роль играют

вероятность и необратимость. Мы являемся свидетеля-

ми нового сближения двух «видений мира» – одного,

основанного на опыте науки, и другого, формирующе-

гося на личностном уровне, будь то путем интроспек-

ции или из экзистенциального опыта»

И. Пригожин

Науки о сознаниииповедении сложных систем– от нейроэтологии до соци-

оэкологии человека, от бихевиорально-когнитивной до кросс-культуральной

психологии – по происхождению, по методологическому обеспечению, и по

предмету исследования являются дисциплинами естественнонаучными. Со-

ответственно они целиком разделяют принципы современного физически

ориентированного естествознания, принимая и его гносеологические идеа-

лы. Они тянутся к стройности и универсальности физической картины мира,

несмотря на всю сложность своих собственных объектов. Но такое рассогла-

сование между редукционистским стремлением к физической простоте и

реальной сложностью исследуемых объектов приводит к накоплению вну-

тренних противоречий в науках о поведении. Противоречия эти особенно

обострились в настоящее время, затронув не только область прежде всего

онтологии указанных наук, но и область гносеологии – что является уже сви-

детельством кризисных процессов в их концептуальном конструкции.

Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на-

учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных

философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и

технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста-

вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ-

яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу

XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации

«нащупывания» методологических основ:

– абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла;

– количественные представления о природе пришли на смену качественным;

– возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу-

чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экпе-

рименте) вопросы с позиций частных теорий;

– принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему».

Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских