Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 62 Next Page
Page Background

5

финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осозна-

ли, что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финаль-

ных причин не имеет реальных перспектив (

Stanovich

, 1992).

Общие фундаментальные идеи, из которых выросли и биология и психо-

логия свидетельствуют об этом. Остановимся на них подробнее.

Родоначальниками двух разных моделей НАУКИ являлись:

– Галилей (1564-1642) – придававший центральное значение

математи­

ческой теории

в области астрономии;

– Везалий (1514-1564) – посредством наблюдения и понимания проводил

описание фактов анатомии.

В исследования макромира изучения природы элементарных сил объ-

единились с достижениями математики после знаменитого вызова И. Канта

(1724-1804) – И. Ньютону (1643-1727): «Человек может познать только силы,

воплощенные в неизменных частицах и пространстве между ними!».

В XIX веке исследования тепла трансформируются в науку термодинамику,

использующую математический анализ. Параллельно идут схожие процессы:

– Френель (1788-1827) – заменил корпускулярную теорию света Ньютона

на волновую математическую.

– Кельвин (1824-1907) и Максвелл (1831-1879) – представили сжатые ма-

тематические формулы электричества и магнетизма.

Возникает некая эйфория от открытия закона сохранения энергии

и II закона термодинамики – мир кажется понятным, прозрачным и пред-

сказуемым, а различные механические трансформации могут описываться

математическими уравнениями.

Исследования микромира развивались не столь победоносно после фун-

даментального допущения Дальтона (1766-1844), что атомные частицы раз-

личаются лишь весом. Идентифицируются новые химические элементы,

устанавливаются законы их взаимодействия. Предпринимаются попытки

их классификаций в зависимости от атомного веса и качественных реакций,

вершиной которых явилась периодическая таблица Менделеева (1834-1907),

доказавшая и наглядно показавшая, как количественные изменения элемен-

тов приводят к изменению их качеств, переходу одних элементов в другие.

Периодически среди естествоиспытателей возникали дебаты о научно-

сти и легитимности исследования феноменов, которые нельзя наблюдать

непосредственно. И. Ньютон считал, что ученый может непосредственно

изучать ненаблюдаемые частицы, такие как атомы, частицы света и элек-

тричества. В XIX веке химики предпринимали попытки избавиться от кон-

цепции молекул и атомов по причине их ненаблюдаемости (Harre, 2000), но

к концу XIX столетия убедились в их существовании, хотя в природе по-

следних многое оставалось неясным. В XX веке дискуссии о ненаблюдаемых

частицах возникли и у физиков в связи с проблемами квантовой физики.