5
финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осозна-
ли, что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финаль-
ных причин не имеет реальных перспектив (
Stanovich
, 1992).
Общие фундаментальные идеи, из которых выросли и биология и психо-
логия свидетельствуют об этом. Остановимся на них подробнее.
Родоначальниками двух разных моделей НАУКИ являлись:
– Галилей (1564-1642) – придававший центральное значение
математи
ческой теории
в области астрономии;
– Везалий (1514-1564) – посредством наблюдения и понимания проводил
описание фактов анатомии.
В исследования макромира изучения природы элементарных сил объ-
единились с достижениями математики после знаменитого вызова И. Канта
(1724-1804) – И. Ньютону (1643-1727): «Человек может познать только силы,
воплощенные в неизменных частицах и пространстве между ними!».
В XIX веке исследования тепла трансформируются в науку термодинамику,
использующую математический анализ. Параллельно идут схожие процессы:
– Френель (1788-1827) – заменил корпускулярную теорию света Ньютона
на волновую математическую.
– Кельвин (1824-1907) и Максвелл (1831-1879) – представили сжатые ма-
тематические формулы электричества и магнетизма.
Возникает некая эйфория от открытия закона сохранения энергии
и II закона термодинамики – мир кажется понятным, прозрачным и пред-
сказуемым, а различные механические трансформации могут описываться
математическими уравнениями.
Исследования микромира развивались не столь победоносно после фун-
даментального допущения Дальтона (1766-1844), что атомные частицы раз-
личаются лишь весом. Идентифицируются новые химические элементы,
устанавливаются законы их взаимодействия. Предпринимаются попытки
их классификаций в зависимости от атомного веса и качественных реакций,
вершиной которых явилась периодическая таблица Менделеева (1834-1907),
доказавшая и наглядно показавшая, как количественные изменения элемен-
тов приводят к изменению их качеств, переходу одних элементов в другие.
Периодически среди естествоиспытателей возникали дебаты о научно-
сти и легитимности исследования феноменов, которые нельзя наблюдать
непосредственно. И. Ньютон считал, что ученый может непосредственно
изучать ненаблюдаемые частицы, такие как атомы, частицы света и элек-
тричества. В XIX веке химики предпринимали попытки избавиться от кон-
цепции молекул и атомов по причине их ненаблюдаемости (Harre, 2000), но
к концу XIX столетия убедились в их существовании, хотя в природе по-
следних многое оставалось неясным. В XX веке дискуссии о ненаблюдаемых
частицах возникли и у физиков в связи с проблемами квантовой физики.