6
Таким образом, в общем плане развитие фундаментальных идей есте-
ственных наук шло от изучения
материального субстрата
к изучению его
превращений в виды
энергии
, в последние годы – исследованиям упорядо-
ченности формирующихся структур –
информации
(Петров, 1998).
Фундаментальные идеи естественных наук в психологии закладваются,
начиная с основополагающих работ Фехнера (1860) по психофизике и соз-
данием В. Вундтом (1879) первой экспериментальной психолаборатории в
Лейпцигском университете.
Естественно-научная традиция быстро и прочно устанавливается в:
– гештальтпсихологии, бихевиоризме, когнитивной психологии, соци-
альной психологии, психофизиологии на Западе;
– психофизиологии, психофизике, дифференциальной психофизиологии
и психологии, инженерной психологии и психологии труда, в исследовании
стилей деятельности и когнитивных стилей, установок, индивидуальности,
способностей, интеллекта, творчества, познавательных и эмоциональных
процессов, психосемантики в России.
Психология амальгамировала основополагающие естественнонаучные
идеи
:
– идея физической
энергии
трансформировалась в идею психической энергии:
● в поведенческой сфере: в бихевиоральных теориях исследований в виде
«стимул – реакция (S-R)»;
● в мотивационно-потребностной сфере для объснения «внешнего толч-
ка» в экстринсивных теориях и «внутреннего толчка» в интринсивных мо-
тивации (Келли, 2000);
● в нейропсихологии и патопсихологии – функции I и III «блоков» мозга,
«энергетического «блока и блока «управления/контроля» ЦНС.
– идеи
тяготения
в физике и
соединение/разложение
элементов в хи-
мии:
● Закономерности восприятия в гештальтпсихологии М. Вертгеймера;
● ассоцианистские закономерности образования ассоциаций;
Научный метод естественной психологии имеет богатую философскую
традицию и обоснования:
1. Берет начало от воззрений Леонардо да Винчи, развиваясь далее по
двум ветвям:
– I ветвь – эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, Беркли);
– II ветвь – рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
2. Далее происходит синтез эмпиризма и рационализма в философской
системе И. Канта.
3. Возникает позитивная наука О. Конта с перерастанием в логический
(эмпирический) позитивизм,
4. В настоящее время основные идеи научного метода разрабатываются
в рамках современной философии науки (Кемпбелл, Кун, Поппер, Лакатос).