Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 62 Next Page
Page Background

6

Таким образом, в общем плане развитие фундаментальных идей есте-

ственных наук шло от изучения

материального субстрата

к изучению его

превращений в виды

энергии

, в последние годы – исследованиям упорядо-

ченности формирующихся структур –

информации

(Петров, 1998).

Фундаментальные идеи естественных наук в психологии закладваются,

начиная с основополагающих работ Фехнера (1860) по психофизике и соз-

данием В. Вундтом (1879) первой экспериментальной психолаборатории в

Лейпцигском университете.

Естественно-научная традиция быстро и прочно устанавливается в:

– гештальтпсихологии, бихевиоризме, когнитивной психологии, соци-

альной психологии, психофизиологии на Западе;

– психофизиологии, психофизике, дифференциальной психофизиологии

и психологии, инженерной психологии и психологии труда, в исследовании

стилей деятельности и когнитивных стилей, установок, индивидуальности,

способностей, интеллекта, творчества, познавательных и эмоциональных

процессов, психосемантики в России.

Психология амальгамировала основополагающие естественнонаучные

идеи

:

– идея физической

энергии

трансформировалась в идею психической энергии:

● в поведенческой сфере: в бихевиоральных теориях исследований в виде

«стимул – реакция (S-R)»;

● в мотивационно-потребностной сфере для объснения «внешнего толч-

ка» в экстринсивных теориях и «внутреннего толчка» в интринсивных мо-

тивации (Келли, 2000);

● в нейропсихологии и патопсихологии – функции I и III «блоков» мозга,

«энергетического «блока и блока «управления/контроля» ЦНС.

– идеи

тяготения

в физике и

соединение/разложение

элементов в хи-

мии:

● Закономерности восприятия в гештальтпсихологии М. Вертгеймера;

● ассоцианистские закономерности образования ассоциаций;

Научный метод естественной психологии имеет богатую философскую

традицию и обоснования:

1. Берет начало от воззрений Леонардо да Винчи, развиваясь далее по

двум ветвям:

– I ветвь – эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, Беркли);

– II ветвь – рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

2. Далее происходит синтез эмпиризма и рационализма в философской

системе И. Канта.

3. Возникает позитивная наука О. Конта с перерастанием в логический

(эмпирический) позитивизм,

4. В настоящее время основные идеи научного метода разрабатываются

в рамках современной философии науки (Кемпбелл, Кун, Поппер, Лакатос).