Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 62 Next Page
Page Background

Несмотря на свои дисциплинарные и предметные многообразия, со-

временная биология и психология имеют единственный идеал «истинной

научности» – физический, заключающийся в стремлении к созданию уни-

версальной теории с максимально простым формализованным описанием

мира. Необходимо проанализировать содержание этого идеалаи его пред-

течей, чтобы сопоставить систему гносеологических принципов, единых

для современной биологии, психологии и физики, с теми ростками новой

гносеологии, которая представляется еще во многом неприемлемой в рамках

традиционной науки и, возможно, относится уже к науке будущего (И. При-

гожин, И. Стенгерс, 1986).

«Ученый, не понимающий принадлежность своей исследовательской ме-

тодологии к определенной научной школе, напоминает альфонса на пляже

или бедуина в пустыне», – однажды высказался Б.Д. Эльконин. Кратко рас-

смотрим проявления современного гносеологического кризиса в той области

биологии, которой исследуются сложные системы взаимодействий между

организмами и между «социальными структурами», создаваемыми этими

организмами в результате взаимодействия, что является необходимой пред-

посылкой изучения собственно методологических проблем «социальной

биологии» (или, в другой формулировке, зоосоциологии, в отличие от homo-

социологии). Такой, пусть даже краткий, анализ особенно важен теперь, на

пороге смены гносеологических парадигм современной науки, тем более что

сам процесс смены гносеологических парадигм очень близок к гуманиза-

ционным тенденциям в естествознании, которые в последние годы приоб-

ретают все большее значение не только для психологии и биологии, но и для

физики.

Гносеологическая триада современного естествознания

Современная наука лишь к концу XIX – началу ХХ века оформилась

в своем классическом виде и получила статус самостоятельного, жизне-

способного и признанного социального института. Решающим фактором

становления современной пауки и профессии ученого явилось разделение

светского и духовного знания. Процесс исторического развития

новой сфе-

ры профессиональной

деятельности человека определил и формирование

новых принципов познания, на которых стал базироваться способ этой дея-

тельности. «Вместе с дифференциацией светского и духовного знания силь-

нее, чем когда-либо, обозначилась ценность универсализма, такой ориента-

ции, которая предполагает отношение к отдельным объектам или событиям

как к представителям классов объектов или событий и тем самым позволяет

проводить между ними прямые сравнения» (Парсонс, Сторер, 1980, с. 37).

Универсализм

был обусловлен не только самим характером светского

знания, но и всем процессом секуляризации жизни христианского мира.