Несмотря на свои дисциплинарные и предметные многообразия, со-
временная биология и психология имеют единственный идеал «истинной
научности» – физический, заключающийся в стремлении к созданию уни-
версальной теории с максимально простым формализованным описанием
мира. Необходимо проанализировать содержание этого идеалаи его пред-
течей, чтобы сопоставить систему гносеологических принципов, единых
для современной биологии, психологии и физики, с теми ростками новой
гносеологии, которая представляется еще во многом неприемлемой в рамках
традиционной науки и, возможно, относится уже к науке будущего (И. При-
гожин, И. Стенгерс, 1986).
«Ученый, не понимающий принадлежность своей исследовательской ме-
тодологии к определенной научной школе, напоминает альфонса на пляже
или бедуина в пустыне», – однажды высказался Б.Д. Эльконин. Кратко рас-
смотрим проявления современного гносеологического кризиса в той области
биологии, которой исследуются сложные системы взаимодействий между
организмами и между «социальными структурами», создаваемыми этими
организмами в результате взаимодействия, что является необходимой пред-
посылкой изучения собственно методологических проблем «социальной
биологии» (или, в другой формулировке, зоосоциологии, в отличие от homo-
социологии). Такой, пусть даже краткий, анализ особенно важен теперь, на
пороге смены гносеологических парадигм современной науки, тем более что
сам процесс смены гносеологических парадигм очень близок к гуманиза-
ционным тенденциям в естествознании, которые в последние годы приоб-
ретают все большее значение не только для психологии и биологии, но и для
физики.
Гносеологическая триада современного естествознания
Современная наука лишь к концу XIX – началу ХХ века оформилась
в своем классическом виде и получила статус самостоятельного, жизне-
способного и признанного социального института. Решающим фактором
становления современной пауки и профессии ученого явилось разделение
светского и духовного знания. Процесс исторического развития
новой сфе-
ры профессиональной
деятельности человека определил и формирование
новых принципов познания, на которых стал базироваться способ этой дея-
тельности. «Вместе с дифференциацией светского и духовного знания силь-
нее, чем когда-либо, обозначилась ценность универсализма, такой ориента-
ции, которая предполагает отношение к отдельным объектам или событиям
как к представителям классов объектов или событий и тем самым позволяет
проводить между ними прямые сравнения» (Парсонс, Сторер, 1980, с. 37).
Универсализм
был обусловлен не только самим характером светского
знания, но и всем процессом секуляризации жизни христианского мира.