Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 40 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 40 Next Page
Page Background

10

Эмоции и когнитивные процессы

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Согласно данной те-

ории, положительные эмоциональные переживания возникают у человека

тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным.

Отрицательные эмоции возникают, когда между ожидаемыми и действи-

тельными результатами деятельности имеется расхождение (диссонанс).

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается че-

ловеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него.

Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или

изменить когнитивные ожидания, чтобы они соответствовали реально полу-

ченному результату; или попытаться получить новый результат, который бы

соответствовал прежним ожиданиям (знаниям).

Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматривают-

ся как основная причина соответствующих действий и поступков.

Когнитивная теория Т. С. Шехтера.

Согласно этой теории, на возник-

шее эмоциональное состояние помимо телесных изменений оказывает воз-

действие прошлый опыт человека: оценка им наличной ситуации с точки

зрения его потребности.

Подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является

влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той до-

полнительной эмоциональной информации, которая предназначена для из-

менения оценки человеком возникшей ситуации.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова. Эмоции тесно связаны

с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмо-

ция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели под-

готовиться и не могли собрать свою информацию, необходимую для адек-

ватной реакции.

Симонов П. В. предложил следующую формулу:

Э = - П * (Ин – Ии)

Э – эмоция

П – актуальная потребность

Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности

Ии – имеющаяся на данный момент информация

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают,

когда субъект располагает недостаточным количеством информации, т.е.

Ин>Ии. Положительные эмоции возникают, когда информации оказывается

в избытке (информация оказывается лучше ожидаемой), т.е. Ин<Ии.

Функции эмоций и чувств.

Функциональная сфера эмоциональных проявлений, переживаний очень

разнообразна (рис.1).