17
6. Фрустрация – это психическое состояние дезорганизации сознания и де-
ятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями.
Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются
двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности
и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым
признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к до-
стижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличии преграды,
препятствующей достижению этой цели. Поведение человека в период фру-
страции выражается в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и де-
струкции, в регрессии (обращение к моделям поведения более раннего периода
жизни). Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивирован-
ности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется
одна из перечисленных выше характеристик. Например, человек находится в
состоянии ярости, стремясь достичь какой-либо цели. Несмотря на ярость и
агрессивность такого человека, его поведение целесообразно.
Фрустрационное поведение – это то поведение, которое не контролиру-
ется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет со-
держательно-смысловой связи с мотивом ситуации.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси-
хическое напряжение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность,
подавленность, полное безразличие к окружению, самобичевание.
Если чрезмерное условие не может завершиться разрядкой, то фрустра-
ция наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность и
озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях.
Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если
сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь
интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с
агрессивными реакциями.
7. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям
действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потреб-
ностями и мотивами.
Классификация чувств по содержанию.
1. Моральные чувства – это переживание человеком его отношения к
другим людям, к правилам и нормам общежития, нормам общества. К мо-
ральным чувствам относятся, например, любовь к родине, чувство дружбы.
2. Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процес-
се умственной деятельности. Любопытство, любознательность, удивление,
уверенность в правильности решения задачи и сомнения при неудаче, чув-
ство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний, - примеры ин-
теллектуальных чувств.