Table of Contents Table of Contents
Previous Page  19 / 40 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 40 Next Page
Page Background

17

6. Фрустрация – это психическое состояние дезорганизации сознания и де-

ятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями.

Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются

двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности

и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым

признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к до-

стижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличии преграды,

препятствующей достижению этой цели. Поведение человека в период фру-

страции выражается в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и де-

струкции, в регрессии (обращение к моделям поведения более раннего периода

жизни). Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивирован-

ности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется

одна из перечисленных выше характеристик. Например, человек находится в

состоянии ярости, стремясь достичь какой-либо цели. Несмотря на ярость и

агрессивность такого человека, его поведение целесообразно.

Фрустрационное поведение – это то поведение, которое не контролиру-

ется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет со-

держательно-смысловой связи с мотивом ситуации.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси-

хическое напряжение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность,

подавленность, полное безразличие к окружению, самобичевание.

Если чрезмерное условие не может завершиться разрядкой, то фрустра-

ция наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность и

озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях.

Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если

сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь

интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с

агрессивными реакциями.

7. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям

действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потреб-

ностями и мотивами.

Классификация чувств по содержанию.

1. Моральные чувства – это переживание человеком его отношения к

другим людям, к правилам и нормам общежития, нормам общества. К мо-

ральным чувствам относятся, например, любовь к родине, чувство дружбы.

2. Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процес-

се умственной деятельности. Любопытство, любознательность, удивление,

уверенность в правильности решения задачи и сомнения при неудаче, чув-

ство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний, - примеры ин-

теллектуальных чувств.