19
Рассмотренные виды чувств – нравственные, эстетические, интеллекту-
альные, праксические – могут превратиться и превращаются в устойчивое
эмоциональное отношение, являющееся основой для многообразных пере-
живаний человека.
Классификация чувств по силе
По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие не-
ослабленную энергию. Направленную на достижение единой цели или
предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые
различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти
может быть и человек другого пола, определенные вещи, вызывающие
непреодолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком стра-
стей является их действительность, единство волевых и эмоциональных
моментов.
Страсти – выражение глубоко избирательного отношения личности к
миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны че-
ловека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направлен-
ность помыслов и стремлений человека.
Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти лич-
ности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами
общества – положительные. Страсти, определяемые эгоистической установ-
кой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как во имя
собственного «я» человек способен совершать аморальные поступки, иду-
щие вразрез с интересами общества.
Когда человек сегодня стремится к одному, а завтра к другому, то следует
говорить об увлечениях, а не страстях. Увлечение отличается от страсти не
тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устой-
чиво и не связано с основными жизненными установками личности. Для ув-
лечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб
интеллектуальному.
Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем-
нибудь. Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с
имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.
Развитие эмоций
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь раз-
вития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним
психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развива-
ется восприятие эмоционального состояния окружающих людей, которое