Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 40 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 40 Next Page
Page Background

19

Рассмотренные виды чувств – нравственные, эстетические, интеллекту-

альные, праксические – могут превратиться и превращаются в устойчивое

эмоциональное отношение, являющееся основой для многообразных пере-

живаний человека.

Классификация чувств по силе

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие не-

ослабленную энергию. Направленную на достижение единой цели или

предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые

различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти

может быть и человек другого пола, определенные вещи, вызывающие

непреодолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком стра-

стей является их действительность, единство волевых и эмоциональных

моментов.

Страсти – выражение глубоко избирательного отношения личности к

миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны че-

ловека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направлен-

ность помыслов и стремлений человека.

Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти лич-

ности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами

общества – положительные. Страсти, определяемые эгоистической установ-

кой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как во имя

собственного «я» человек способен совершать аморальные поступки, иду-

щие вразрез с интересами общества.

Когда человек сегодня стремится к одному, а завтра к другому, то следует

говорить об увлечениях, а не страстях. Увлечение отличается от страсти не

тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устой-

чиво и не связано с основными жизненными установками личности. Для ув-

лечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб

интеллектуальному.

Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем-

нибудь. Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с

имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

Развитие эмоций

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь раз-

вития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним

психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развива-

ется восприятие эмоционального состояния окружающих людей, которое