Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 40 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 40 Next Page
Page Background

4

идущие от них и от своих собственных действий, изменяющих его взаимо-

отношения с окружающими, он переживает то, что с ним происходит, отно-

сится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого

отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь

речью, судить о состояниях других, лучше преднастраиваться на совмест-

ную деятельность и общение.

Замечательным является то факт, что люди, принадлежащие к разным

культурам, способны довольно точно воспринимать и оценивать выражения

человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния,

как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и

та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, она оказывает различ-

ные влияния на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации.

Эмоции могут влиять на все системы организма и на субъект в целом.

Эмоции влияют на тело, они воздействуют на уровень электрической ак-

тивности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирова-

ние висцерально-эндокринной, кровеносной и дыхательной систем.

Эмоции влияют на восприятие окружающего мира, так как являются

одним из мотивационных состояний. Обрадованный субъект склонен вос-

принимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленно-

го человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как

критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объ-

ект (эффект «суженого зрения»).

Эмоции влияют и на познавательные процессы: память, мышление и во-

ображение. Эффект «суженого зрения» в восприятии имеет свой аналог в

познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить

альтернативы. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъ-

ект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и иссле-

дованию.

Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное

время, влияют на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он

реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить

его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремится

его избежать.

Два рода факторов важны при соотношении эмоций и развития личности.

Первый – это генетические задатки субъекта. Второй фактор – личный опыт

индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности

социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями

поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые