4
идущие от них и от своих собственных действий, изменяющих его взаимо-
отношения с окружающими, он переживает то, что с ним происходит, отно-
сится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого
отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь
речью, судить о состояниях других, лучше преднастраиваться на совмест-
ную деятельность и общение.
Замечательным является то факт, что люди, принадлежащие к разным
культурам, способны довольно точно воспринимать и оценивать выражения
человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния,
как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и
та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, она оказывает различ-
ные влияния на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации.
Эмоции могут влиять на все системы организма и на субъект в целом.
Эмоции влияют на тело, они воздействуют на уровень электрической ак-
тивности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирова-
ние висцерально-эндокринной, кровеносной и дыхательной систем.
Эмоции влияют на восприятие окружающего мира, так как являются
одним из мотивационных состояний. Обрадованный субъект склонен вос-
принимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленно-
го человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как
критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объ-
ект (эффект «суженого зрения»).
Эмоции влияют и на познавательные процессы: память, мышление и во-
ображение. Эффект «суженого зрения» в восприятии имеет свой аналог в
познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить
альтернативы. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъ-
ект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и иссле-
дованию.
Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное
время, влияют на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он
реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить
его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремится
его избежать.
Два рода факторов важны при соотношении эмоций и развития личности.
Первый – это генетические задатки субъекта. Второй фактор – личный опыт
индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности
социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями
поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые