21
Нервные окончания могут располагаться более плотно на единицу
объема и поверхности. Они отличаются более простым строением,
занимают меньший объем; в инкапсулированных нервных окончаниях
слабо развиты соединительнотканные капсулы.
3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Общие закономерности развития нервной системы у детей.
Нервная система к моменту рождения очень разнообразна по степени
созревания в различных отделах. Наиболее зрелыми бывают древние
в эволюционном отношении области ЦНС (спинной мозг, ствол голов-
ного мозга), в то время как кора больших полушарий, многие структуры
симпатического отдела периферической нервной системы имеют отно-
сительно низкую степень созревания. Важную роль играет и так назы-
ваемый кранио-каудальный и каудо-краниальный градиент развития.
Суть этих градиентов в том, что структуры нервной системы более рано
формируются ближе к головному концу и к тазовым областям.
После рождения, особенно в раннем возрасте, у ребенка продолжа-
ются процессы апоптоза нейронов и развитие тонкого нервного контр-
оля. Если у новорожденного преобладают зоны, которые контролирует
сразу несколько аналогичных нейронов, то в течение первых лет
«излишняя» иннервация блокируется (за счет гибели нейронов и (или)
уменьшения числа коллатералей аксонов). Такая особенность развития
мозга и периферической нервной системы сопровождается и некото-
рыми важнейшими моментами его структурирования. Если какой-то
из отделов мозга не функционирует у ребенка с раннего возраста, то
его функцию в результате конкуренции забирает на себя другой отдел,
а нефункционирующие структуры подвергаются апоптозу. Например,
у новорожденного поврежден один глаз, тогда нейроны, перерабаты-
вающие информацию от него, подвергаются инволюции. При восста-
новлении функции самого глаза у человека после десяти – двенадцати
лет зрение в нем не восстанавливается (развивается так называемая
центральная слепота). Повреждаются не нейроны сетчатки, а нейроны
в стволе головного мозга и коре больших полушарий.
3.1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Головной мозг.
К моменту рождения вес головного мозга составля-
ет около 350 –400 грамм и по отношению ко всему телу занимает 10 %.
Для сравнения у взрослого человека вес мозга колеблется в пределах