37
образование мозговых тяжей, формируются трабекулы, четко диффе-
ренцируется корковое и мозговое вещество. К 12 годам ЛУ достигают
морфологической и функциональной зрелости.
Миндалины.
Небные и глоточная миндалины закладываются
на 9-й неделе пренатального развития в виде углубления эпителия в
подлежащую уплотненную мезенхиму. На 11-12 неделе эпителий ста-
новится многослойным плоским, а из мезенхимы дифференцируется
ретикулярная ткань, сосуды, происходит заселение органа лимфоцита-
ми. На 17-18 неделе появляются лимфатические фолликулы. Язычная
и трубные миндалины развиваются на 5-7 месяце.
После рождения быстро увеличивается количество лимфоцитов и
лимфатических фолликулов (например, в небных миндалинах к 3 годам
число узелков увеличивается в 29 раз, по сравнению с новорожденным),
в фолликулах образуются центры размножения, эпителий крипт ин-
фильтрируется лимфоцитами, развивается капсула, усиливается крово-
снабжение, увеличиваются размеры миндалин. К концу 2-го года жизни
формообразование миндалин завершается. Наиболее крупные небные и
глоточная миндалины обнаруживаются у детей в возрасте 5-10 лет.
Инволюция миндалин проявляется: уменьшением количества
лимфоидной ткани (лимфоидные фолликулы становятся мельче, в них
исчезают центры размножения), замещением ее волокнистой соедини-
тельной тканью, склерозированием соединительной ткани. Сведения
относительно времени наступления возрастной инволюции миндалин
противоречивы. По-видимому, сроки наступления инволюции зависят
от перенесенных воспалительных заболеваний миндалин и индивиду-
альных особенностей организма.
7. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Рост, метаболизм, размножение, созревание (дифференцировка) клеток
реализуются с участием гормонов. Эндокринная система вступает в актив-
ную деятельность уже в плодный период. Если нервная система способна
к быстрым ответам на внешние и внутренние воздействия и обеспечивает
защитно-приспособительные реакции через анализаторы, органы чувств,
скелетные мышцы, то эндокринная система зачастую ориентирована на
отсроченные реакции с изменением обмена веществ и энергии.
Каждый период жизни человека специфичен по имеющемуся у него
спектру гормонов, адаптационным возможностям. Особенно ярко это
проявляется в детском возрасте.