12
Цель занятия
– приобретение профессиональных компетенций
путем освоения основных клинико-лабораторных синдромов и совер-
шенствования практических навыков диагностики и лечения язвенной
болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Студент должен знать:
1. Определение понятия «язвенная болезнь». Основные этиологиче-
ские факторы и патогенез ЯБЖ и ДПК.
2. Классификацию язвенных поражений желудка и ДПК.
3. Клиническую картину ЯБЖ и ДПК.
4. Особенности клинической картины ЯБ в зависимости от локали-
зации язвы.
5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики ЯБ.
Студент должен уметь:
I этап. Последовательно и подробно собрать анамнез
: уточнить
давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки,
динамику заболевания (дата обращения к врачу, результаты проведен-
ных исследований) и эффективность проведенной терапии.
NВ!
Обратить внимание на погрешности в диете, условия труда и
быта, характер работы, профессиональные вредности, вредные при-
вычки, наследственность (в том числе по онкопатологии). Следует
уточнить основные жалобы – характер и локализацию болей в животе,
диспепсические проявления. При этом обратить внимание на наличие
следующих характерных синдромов:
1) болевой:
характер болей и локализация (чаще боль ноющая, да-
вящая в подложечной области слева или справа от срединной линии,
различной интенсивности – от слабой до выраженной); уточнить ирра-
диацию боли (могут иррадиировать в левую половину грудной клетки,
левую лопатку, правое подреберье и т.д.), суточный ритм и связь с при-
емом пищи; купирование пищей или лекарственными препаратами.
2) желудочной диспепсии:
отрыжка (воздухом, пищей, горечью
или с запахом «тухлых яиц»), изжога, тошнота, рвота (когда появляет-
ся, вызывает ли облегчение, характер рвотных масс – характерна рвота
кислым содержимым на высоте болей, приносящая облегчение); аппе-
тит (сохранен или понижен, ситофобия – «боязнь приема пищи»).
3) кишечной диспепсии:
могут быть запоры или поносы. При по-
вышенной секреции желудка характерны запоры, при пониженной –
кашицеобразный стул, метеоризм.
4) астеновегетативный:
общая слабость, похудение, снижение
трудоспособности, эмоциональная неустойчивость, раздражитель-
ность, плохой сон.
II этап. Провести объективное исследование больного:
оце-
нить общее состояние (при отсутствии осложненного течения чаще