Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 80 Next Page
Page Background

14

Задание № 3.

Древнеиндийский врач Сушрута писал: «Врач, неискусный

в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трус-

ливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только

оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслужи-

вает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из

них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним

только крылом».

• В чем состоит недостаток многих врачей с точки зрения Сушруты?

• В чем заключается врачебное искусство с точки зрения Сушруты?

Задание № 4.

Древнеиндийский врачеватель Сушрута говорил: «Врачева-

тель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав, − человек; знакомый

со свойствами ножа и огня – демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый

же со свойствами ртути – бог!».

• В чем заключается смысл каждого из тезисов Сушруты?

• Сравните данное понимание главного предназначения врача с точками

зрения врачей и мудрецов из всеобщей истории.

Задание № 5.

В Древней Индии по окончании обучения будущий врачева-

тель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите»:

«Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и сла-

вы и небес после смерти... Вы должны всей душой стремиться к исцелению

больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной

жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых

товарищей... Ваша речь должна быть приятной... Вы должны быть рассуди-

тельны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того,

что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто,

пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому».

• Дайте развернутый комментарий клятве врачей Древней Индии в кон-

тексте древнеиндийской, общечеловеческой культуры.

• Сравните эту клятву с клятвой Гиппократа.

Задание № 6.

«Предписания Ману» гласят: «52. При вкушении с лицом,

обращенным к востоку, [достигается] долголетие, с лицом, обращенным к

югу, – слава, с лицом, обращенным к западу, – благополучие, с лицом, обра-

щенным к северу, – праведность.

53. Совершив омовение, дважды рожденный пусть всегда * ест пищу вни-

мательно, а поев, совершит должным образом омовение и [при этом] омоет

впадины [на голове] *.

54. Надо всегда чтить пищу и есть ее без пренебреженья, увидев [ее] –

радоваться, чувствовать себя удовлетворенным и всегда принимать с благо-

дарностью.

55. Ведь всегда почитаемая пища дает силу и энергию; но не почитаемая,

она, [даже] съеденная, губит и то, и другое.

56. Пусть он никому не дает остаток и не ест в промежутке, пусть не ест

слишком много и не отправляется куда-либо, не очистившись [после еды].