15
57. Чрезмерная еда вредна для здоровья, препятствует долголетию и до-
стижению неба; она мешает приобретению духовной заслуги и противна лю-
дям; поэтому следует избегать ее.
58. Брахману полагается касаться губ [при питье воды] частью руки, по-
священной * Брахме, или посвященной Праджапати и богам, − никогда по-
священной предкам.
59. В поверхности [ладони], у основания большого пальца, видят место,
посвященное Брахме, у основания мизинца – посвященное Праджапати, у
концов [пальцев] – посвященное богам, а ниже тех двух, [большого и указа-
тельного пальцев], – предкам.
60. Сперва пусть он трижды хлебнет воды, потом дважды омоет рот, а так-
же омоет впадины [на голове], [местопребывание] души и голову.
61. Знающий дхарму, желающий очищения, пусть всегда прихлебывает
воду негорячую, непенистую [предписанною] частью руки в уединенном ме-
сте, обратившись лицом к востоку или северу.
62. Брахман очищается водой, достигающей сердца, кшатрий – достигаю-
щей горла, вайший – водой, взятой в рот, шудра – тронутой кончиками [губ]».
• Дайте характеристику гигиенических традиций Древней Индии.
• Какую роль играло кастовое деление Древней Индии в вопросе соблюде-
ния чистоты?
• Сравните гигиенические традиции Древней Индии с гигиеническими тра-
дициями Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима.
Задание № 7.
В буддизме избавление от страданий предполагает про-
хождение Благородного восьмеричного пути, включающего: 1) правильную
веру (правильное воззрение), 2) правильное намерение, 3) правильную речь,
4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие,
7) правильные мысли, 8) правильное сосредоточение – медитацию.
• О
пределите ситуации, профессии, в которых в современной жизни воз-
можно использование элементов медитативной техники.
• Определите возможности и пределы использования элементов медита-
тивной практики в медицине.
• Сделайте анализ древнеиндийской медицины с точки зрения следования
по восьмеричному пути.
Задание № 8.
Согласно древнекитайскому учению об инь и ян, выделяют
следующие условия, при которых возникают болезни:
1) нарушение равновесия и гармонии взаимодействия инь-ян;
2) преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода;
3) преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;
4) упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;
5) упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдрома холода;
6) сильный упадок инь (ян), при котором говорят, что ян (инь) причиняет ущерб
инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци
(обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).