3
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для изучения «Истории медицины», «Истории фи-
лософии», «Культурологии». Представлены разнообразные по форме и уров-
ню сложности задания в тестовой форме, творческие задания, кейс-задания,
задачи, схемы, тексты для комментирования из раздела «Медицина древнего
мира и средних веков». Комплексное или выборочное использование этих ма-
териалов для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной ра-
боты позволит эффективно формировать навыки философско-исторического
анализа медицинской проблематики, творческого исследования проблемных
ситуаций в контексте профессионального выбора.
Специфика предлагаемого пособия заключается в сочетании различных ви-
дов репродуктивных и творческих заданий как по характеру, методам выполне-
ния, так и по степени сложности, что позволяет вариативно использовать их на
семинарских занятиях для групповой и индивидуальной деятельности
.
Задания, содержащиеся в пособии, направлены на то, чтобы актуализиро-
вать знания, полученные на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самосто-
ятельной работы с источниками и литературой, а также на то, чтобы стиму-
лировать интерес к собственным исследованиям, развить коммуникативные
возможности обучающихся.
Каждый из разделов пособия предваряют методические указания, крите-
рии оценки результатов работы.
Цель
пособия − формирование общекультурных и профессиональных
компетенций; подготовка студентов к самостоятельной интеллектуальной де-
ятельности, формирование качеств творчески думающей личности, обладаю-
щей способностью к практическому использованию полученных знаний.
Одной из задач
использования данного пособия является развитие само-
стоятельного продуктивного мышления, что предполагает индивидуальный
подход, учитывающий особенности интеллектуальной деятельности, уровень
подготовленности и профессиональные интересы каждого студента.
В реализации данной задачи поможет решение нетиповых творческих за-
даний, имеющих иногда несколько способов решения.
Проблематика древней и средневековой медицины требует понимания
специфики историко-культурного контекста, выразившегося, прежде всего, в
противоречивом отношении разных типов сознания (языческого и монотеи-
стического), ориентированных на осмысление проблем Бога, человека и при-
роды в разнообразных исторических реалиях.
Материалы пособия могут использоваться для организации аудиторной,
внеаудиторной и самостоятельной исследовательской работы студентов и аспи-
рантов. Содержащийся в пособии методический материал поможет преподава-
телям сделать занятия более интересными, содержательными и разнообразны-
ми, а студентам и аспирантам развить навыки самостоятельной работы.
Пособие адресовано студентам и аспирантам всех форм обучения, изучаю-
щим историю медицины, философию, культурологию.