15
расспросе и объективном исследовании больного, включая лаборатор-
ные и инструментальные методы.
Первоначально выделяют ведущий симптом (один или два) или
группу сочетанных симптомов (симптомокомплекс, синдром). Необ-
ходимо подчеркнуть важность правильного выбора ведущего симпто-
ма или симптомокомплекса, так как от этого во многом зависит успех
диагностической работы врача. Чем опытней и эрудированней врач,
тем легче ему удается правильный выбор.
Затем вспоминают (или составляют перечень) заболеваний, при кото-
рых эти симптомы (или симптомокомплекс) обычно встречаются (реко-
мендуется не менее двух). Причем из предполагаемых заболеваний сле-
дует иметь в виду, прежде всего, наиболее распространенные из них.
Следующий этап: последовательное исключение как маловероят-
ных, тех заболеваний, для которых характерен ряд несходных (отли-
чающихся) признаков, отсутствующих у курируемого больного. Ина-
че говоря, пытаются выявить не столько сходство симптомов диффе-
ренцируемых заболеваний, сколько наличие существенных различий
или противоречий между ними. При этом, начав дифференциальную
диагностику с основных (ведущих) симптомов, проводят ее затем пе-
рекрестным методом по всем остальным симптомам, в том числе вы-
явленным лабораторными и инструментальными методами, не опу-
ская ни одного из них.
Таким образом, одно за другим исключают все, кроме одного, за-
болевания из составленного ранее списка. Важно выделить и те сим-
птомы, которые не укладываются в «прокрустово ложе» предполагае-
мого диагноза, чтобы решить категорически ли они противоречат ему
(напр., гистамин – рефрактерная ахлоргидрия или ахилия – диагнозу
язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки) или могут встречать-
ся при атипичном или осложненном течении данного заболевания, то
есть относятся к индивидуальным особенностям его течения.
Непременным условием успешного проведения дифференциаль-
ной диагностики является знание характерных признаков для пред-