опыт в интересующей области, достаточные по глубине для
квалифицированного разрешения вопросов, поставленных
перед ним органом, ведущим процесс, и для дачи обоснованного,
достоверного заключения. Уголовно-процессуальный закон не
устанавливает перечня условий, определяющих надлежащую
компетентность судебного эксперта, тем самым решение
вопроса о компетентности эксперта отдается на усмотрение
должностных лиц и органов, осуществляющих производство по
делу. В ст. 13 Федерального закона «О государственной судебно-
экспертной деятельности в Российской Федерации» перечислены
профессиональные
и
квалификационные
требования,
предъявляемые к государственному судебному эксперту, среди
которых - наличие высшего профессионального образования
и подготовки по конкретной экспертной специальности, а
также аттестация на право самостоятельного производства
судебной экспертизы каждые пять лет специальными экспертно-
квалификационными комиссиями. В этой связи возникает
вопрос о компетентности и компетенции. компетентность
подразумевает достаточную глубину знаний и профессиональную
подготовленность
эксперта,
то
компетенция
означает
специализацию по тому или иному профилю экспертных
познаний. Компетенцию, можно рассматривать в двух аспектах: в
рамках специализации и процессуальном. научная компетенция
эксперта подразумевает специализацию эксперта. Компетенция
эксперта в процессуальном смысле подразумевает очерченный
законом комплекс прав эксперта, который он реализует в ходе
осуществления своей процессуальной деятельности. Именно
данный аспект устанавливает пределы применения экспертом
специальных познаний, не допуская превышения экспертом своих
полномочий и выхода его за рамки процессуальной компетенции.
Права эксперта четко сформулированы законодателем в ст. 57
УПК РФ. Эксперт вправе:
1. Знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету
экспертизы (материалы, не имеющие отношения к экспертному
исследованию, документы в уголовном деле, на которые не было
указано в постановлении следователя о назначении экспертизы,
эксперт не вправе использовать для обоснования своих выводов).
159