безопасности лекарственных средств. Комитет также способствует
разработке последовательной политики и действий государств - его
членов и консультированию тех, кто заинтересован в мерах, принимаемых
в другой стране.
Успешное осуществление программы ВОЗ по международному
мониторингу лекарственных средств полностью зависит от вклада
национальных
центров
фармаконадзора.
История
создания
фармаконадзора на территории России начинается с организации
Минздравом СССР отдела учёта, систематизации и экспресс-информации
о побочном действии лекарственных средств в 1969 г. В 1973 г. он был
утверждён в качестве Всесоюзного организационно-методического центра
по изучению побочных действий лекарственных средств (ВЦПДЛС).
Клиническим базам Фармакологического комитета было поручено при
проведении исследований новых лекарственных препаратов особое
внимание обращать на регистрацию выявляемых осложнений лекарств и
своевременно сообщать о них Фармакологическому комитету и ВЦПДЛС.
В конце 1991 г. вместе с упразднением Минздрава СССР был
ликвидирован ВЦПДЛС, что приостановило решение проблем, связанных
с безопасностью применения лекарственных препаратов. Россия 7 лет
была единственной европейской страной, в которой долгое время не было
центра мониторинга безопасности ЛС. Международный фонд по
эффективным и безопасным лекарствам (МФЭБЛ) неоднократно выступал
с инициативой формирования такого центра в РФ [76,89]. Политика
«открытых дверей» и свободного фармацевтического рынка привела к
регистрации в России большого количества лекарственных препаратов без
достаточных клинических испытаний и контроля [125]. Не было единого
информационного центра и базы данных, позволяющих говорить о
национальной системе учёта побочных эффектов лекарственных средств.
Сведения о ННР на лекарственные средства и принимаемых
административных решениях поступали в Россию в основном по линии
23