программы ВОЗ по международному мониторингу лекарств и из
литературных источников. Данные о ННР в связи с использованием
отечественных препаратов практически отсутствовали. Между тем доля
отечественных препаратов на фармацевтическом рынке превышала 64%.
Кроме того, в РФ до 90% лекарственных препаратов составляют
воспроизведённые лекарственные средства, регистрация которых
осуществляется только на основании изучения биоэквивалентности или
ограниченных клинических испытаний.
Минздрав РФ приказом от 14.04.97 г. № 114 [83] поддержал
инициативу международного фонда по эффективным и безопасным
лекарствам создав Федеральный центр по изучению побочных действий
лекарств Министерства здравоохранения РФ (ФЦПДЛС). В первый год
работы Центра был организован ряд Региональных центров по
регистрации побочных действий лекарств. Официальное принятие России
48-м членом указанной программы состоялось 2 декабря 1997 г. В июле
1998 г. Федеральный центр был преобразован в Научно-практический
центр по контролю побочных действий лекарственных средств
(НПЦКПДЛ). В июле 1999 г. в России был создан Научный центр
экспертизы и государственного контроля лекарственных средств
(НЦЭГКЛС), который играл роль Федерального центра РФ по изучению
побочного действия лекарств.
Впервые обязанность медицинских работников по мониторингу
ННР была закреплена в России Федеральным законом «О лекарственных
средствах» (1998 г.) [82], однако сбор информации о ННР осуществлялся
слабо из-за отсутствия системы контроля и как следствие низкой
активности медицинских работников.
В 2007 г. создан и начал свою работу Федеральный центр
мониторинга безопасности лекарственных средств (ФЦМБЛС) на базе
Росздравнадзора. Задачей центра была организация деятельности по
раннему выявлению лекарственных осложнений и разработке мер по их
24