активно разрабатывается в последнее десятилетие с учётом требований
мировых стандартов. Однако, как показывает практика, реальная жизнь
опережает законодательные инициативы и проблемы правового
обеспечения безопасности пациента, в частности при обращении
лекарственных средств, требуют своего решения. Одним из таких шагов
стали в 2014 г. поправки к ФЗ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных
средств»
[80].Попытка рассмотреть причины нарушений в сфере продвижения
лекарственных препаратов привела к аналогии происходящих процессов
фармацевтического рынка США и России. Мировой фармацевтический
рынок, несмотря на общий экономический спад в последние годы,
остается перспективным и быстрорастущим сектором мировой
экономики. По данным международной аналитической компании «IMS
Health Consulting», в 2013 году объем мирового фармацевтического рынка
достиг 971 млрд долларов США. По прогнозам, ежегодный прирост
сохранится на уровне 3-4%, а к 2017 году - достигнет уровня более 1,2
трлн. долларов. Развитие мирового фармацевтического рынка
характеризуется рядом параллельно идущих процессов, одним из которых
является
обострение
отношений
между
производителями
фармацевтической продукции и регуляторными органами, включая
судебные инстанции, на почве соблюдения правил в сфере продвижения
лекарственных препаратов. Наглядным примером является увеличение
объемов штрафов, налагаемых правительственными органами на
производителей
за
продвижение
лекарственных
средств
по
неутвержденным показаниям, что свидетельствует о выходе проблемы на
новый уровень в связи с огромными финансовыми потоками в этой
«серой зоне» сферы обращения лекарственных средств и заставляет
регуляторные органы принимать соответствующие меры, направленные
на предупреждение нарушений и даже преступных действий со стороны
компаний-производителей. Хотя самым «дорогостоящим» нарушением
5