13
6. При анализе мочи пациента обнаружено повышенное количе-
ство индикана. Какова его химическая природа? Возможная причи-
на индиканурии.
7. Какое количество пептидов образуется при триптическом (под
действием трипсина) гидролизе фрагмента белковой молекулы: ала-
гис-тир-гли-арг-вал-ет-про-тир-лиз-цис-глу-ала-гис-лиз-тре-тир-лей-
арг-цис-вал-тре-вал?
ЛИТЕРАТУРА
1. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. –
М.: Медицина, 2007. – С. 417–430.
2. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северина. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2003. –
С. 461–468.
3. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Се-
верина. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2012. – С. 409–416.
4. Биохимия в схемах и таблицах: учебное пособие / под ред. Е. Г. Бутолина. –
Ижевск, 2014. – 152 с.
5. Краткий словарь биохимических терминов: учебное пособие / Н. Г. Наумова,
С. Р. Трофимова и др. – Ижевск, 2004. – 76 с.
6. Сборник заданий по биохимии: учебное пособие/под ред. Е. Г. Бутолина –
Ижевск, 2007. – 180 с.
7. Лекционные записи.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: ОБЩИЕ ПУТИ ОБМЕНА АМИНОКИСЛОТ
Цель занятия.
Изучить общие пути метаболизма аминокислот.
Сформировать представления о биологически активных продуктах об-
мена аминокислот. Сформировать представления о методах количе-
ственного определения белков. Исследовать содержание белков в крови.
Необходимый базовый уровень
Из курса бионеорганической химии студент должен знать:
• Биологически важные реакции альфа-аминокислот (трансамини-
рование, декарбоксилирование, дезаминирование).
Вопросы для подготовки к занятию
1. Основные пути поступления и использования аминокислот в ор-
ганизме человека (схема).
2. Общие пути превращения аминокислот (по альфа-аминогруппе,
по альфа-СООН группе и по углеродному «скелету»). Гликогенные, ке-
тогенные, смешанные аминокислоты.
3. Трансаминирование: определение, химизм процесса, амино-
трансферазы, кофакторная роль витамина В
6
. Клиническое значение
определения активности трансаминаз АЛТ, АСТ в крови.