28
ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: ОБМЕН ХРОМОПРОТЕИНОВ
Цель занятия.
Изучить обмен железа в организме, процессы синте-
за и распада гема. Знать схему образования желчных пигментов. Сфор-
мировать критерии биохимической дифференциации желтух.
Необходимый базовый уровень
Из курса биоорганической и неорганической химии студент должен
знать:
• строение пятичленного гетероцикла – пиррола;
• свойства железа.
Из курса нормальной физиологии студент должен знать:
• эритропоэз, физиологию эритроцита.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Хромопротеины: Определение, классификация, роль в организме.
2. Переваривание и всасывание хромопротеинов в ЖКТ. Судьба
гема пищевых хромопротеинов.
3. Судьба железа в организме (всасывание, транспорт, депонирова-
ние, участие в синтезе гемоглобина, выделение из организма). Значе-
ние белков ферритина, трансферрина, гемопексина, гаптоглобина.
4. Биосинтез гемоглобина. Характеристика гемоглобинов.
5. Распад гемоглобина в тканях, образование желчных пигментов.
6. Желтухи. Дифференциальная диагностика желтух. Клиническое
значение диагностики желтух.
7. Особенности обмена желчных пигментов при желтухе новорож-
денных.
Перечень практических работ
1. Качественные реакции на хромопротеины.
Задания для самостоятельной работы
1. При анализе мочи пациента обнаружено повышенное количество
мезобилиногена. Каково его происхождение? Причина появления в моче.
2. При заболевании печени нарушилась ее обезвреживающая функ-
ция. Как изменится содержание желчных пигментов в крови и моче?
3. В крови больного содержится 350 мкмоль/л общего билируби-
на, 288 мкмоль/л коньюгированного и 62 мкмоль/л неконьюгированно-
го билирубина. В моче обнаружен билирубин. При каких патологиче-
ских состояниях наблюдаются такие изменения состава крови и мочи?