Учебно
-
методическое пособие для студентов медицинских вузов
Systema digestorium
Цель: Изучить строение органов пищеварительной системы
Пищеварительная
система является одним из разделов
спланхнологии (
viscera seu splanchna
). Часть органов пище-
варительной системы относятся к паренхиматозным органам (слюнные железы, печень, поджелудочная железа). Часть
органов относится к полым органам (глотка, пищевод, желудок, кишечник). Некоторые органы системы являются: мы-
шечными (язык, мягкое нёбо) или костными (зубы).
Пищеварительная система обеспечивает
:
-
механическую и химическую обработку пищевых продуктов, их расщепление, всасывание из них питательных
веществ
;
-
проведение питательных веществ (нутриентов) в кровеносное и лимфатическое русло
;
-
эвакуацию и выведение из организма непереваренных остатков пищи в виде каловых масс;
-
обезвреживание ядовитых веществ
,
поступивших с пищей в организм или образовавшихся в процессе её перева-
ривания
.
В результате работы пищеварительной системы организм из пищевых продуктов получает необходимые питатель-
ные вещества (углеводы, белки, жиры), а также витамины, минеральные соли и воду. Расщепление происходит под дей-
ствием ферментов пищеварительных желёз. Человек за счёт пищеварения получает пластический материал для обновле-
ния и роста тканей, а также энергию для обеспечения всех процессов обмена в организме.
Методические рекомендации для успешного изучения материала темы
1.
Из ранее изученных тем
вспомнить:
-
развитие
человека в пренатальном онтогенезе:
отделение тела зародыша от внезародышевых образований.
Части зародышевых листков. Образование первичной кишки и образование передней брюшной стенки. Образования
внезародышевой энтодермы, их связь с внутризародышевой энтодермой. Возможные аномалии развития.
-
развитие висцерального черепа:
образование ротовой бухты и её ограничение. Образование висцеральной части
черепа. Образование висцеральных дуг, карманов, щелей и их производные. Возможные аномалии развития.
2.
Повторить мышцы головы и шеи, части позвоночного столба, образование твёрдого (костного) нёба.
4