Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 50 Next Page
Page Background

9

яние: он совсем не выносил выражений благодарности. В таких случа-

ях он смущался, терялся, даже серьезно огорчался. Его поразительная

мягкость, безграничная деликатность, своеобразное духовное целому-

дрие соединялись в нем с огромной силою воли и железной твердо-

стью убеждений при необыкновенной чуткости. О нем верно сказали:

он был воплощенной совестью для близких к нему людей» [21].

Внимание и заботу распространял и на сотрудников клиники,

и на технический персонал.

Отношение его к молодым помощникам-врачам не носило в себе

ничего, что напоминало бы об отношениях начальника. К тем из них,

которые добросовестно и по убеждению следовали его принципам,

он становился строг и требователен, как бы к самому себе; другим

он лишь удваивал свою бдительность по отношению к порученному

им делу, исполняя лично недоделанное, вникая во все мелочи дела:

щадя индивидуальность врача, он зорко оберегал интересы и пользу

больных. «…При свободном живом обмене мыслей, при котором каж-

дый присутствующий может быть не пассивным слушателем, а ак-

тивным участником, создаются особенно благоприятные условия для

творческой деятельности ума, и новые сопоставления, новые комби-

нации мыслей, новые идеи возникают часто неожиданно для участ-

ников и не только освещают предмет, но придают ему особый инте-

рес, усиливающий энергию в работе, и являются источниками науч-

ных исследований по тому или другому вопросу… принцип этих за-

нятий есть взаимопомощь и взаимодействие в работе, а это больше

всего объединяет людей, служащих одному делу, без единства в та-

ких учреждениях, как наши психиатрические, решительно невозмож-

но» (Архив‑музей С. С. Корсакова, «Рукопись об организации клини-

ческих конференций») [1].

Всякий гнет, малейшее насилие над чьею бы то ни было лично-

стью, хотя бы и с благою целью, не согласовывались с его натурой;

но стоило ему подметить в ком-либо стремление к знанию и научным

занятиям, как с его стороны являлись предупредительность, поощре-

ние и горячая поддержка [17].

«Взамен цепей Пинель и его ученики придумывали разные при-

способления, которые могли бы их заменить. Сам Пинель ввел горя-

чечную куртку, зашнуровывающуюся на спине больного, с длинными

рукавами, в которые вкладывались руки; концы рукавов старательно