Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 50 Next Page
Page Background

7

(Архив‑музей С. С. Корсакова при психиатрической клинике им. Кор-

сакова. Дело № 1.), – учил он [1, 8].

«Если бы я был Диогеном, то, встретив Корсакова, потушил бы фонарь

свой», сказал один его товарищ, еще в эпоху его студенчества [2, 10].

Молодой Корсаков обладал чрезвычайно добрым и чутким серд-

цем. Рад был оказать помощь и услугу каждому, кто обращался к нему

даже в период наибольшего напряжения его общественной деятельно-

сти. В кружке своих товарищей по ординатуре он привык, не конфу-

зясь, говорить публично [25].

Он был натурой чуждой себялюбия. Вкладывал всю душу в дело

организации лечебницы. Все до крайних мелочей было предусмотре-

но, чтобы внешне лечебное заведение походило на пансион, на санато-

рий [20, 26].

Как лечащий врач С. С. Корсаков пользовался исключительной по-

пулярностью. Его знали самые широкие круги трудящихся, бескоры-

стие делало его доступным и для неимущих больных. Он очень бы-

стро стал врачом, что называется, нарасхват, урывавшего для лечеб-

ницы часы от своего сна и отдыха.

Сергей Сергеевич считал важным условием успешности лече-

ния привязанность больных к учреждению и персоналу, настаи-

вал на необходимости для врачей входить в личную жизнь больных

и быть для них не только врачами, но и друзьями

.

«Кто из нас не по-

краснел бы, если бы ему пришлось сознаться Сергею Сергеевичу, что

прибегает ещё к связыванию своих пациентов», – отмечал психиатр

Н. Н. Баженов [1, 23].

По вечерам и даже ночью появлялся у постели тех больных, кото-

рых могло успокоить или утешить его присутствие. У постели боль-

ных сам он был не профессором, не директором, а врачом-другом, ко-

торый не гнушался никакими функциями: он сам вводил зонд, сам

кормил из рук, сам катетеризировал, сам извлекал пальцем каловые

массы из прямой кишки, если этого требовала польза больного [18].

Если нужно, он брал на себя обязанности надзирателя или сиделки,

не жалея своего времени, не щадя своих сил, лишь бы научить окру-

жающих и показать на примере, как проводится в жизнь психиатриче-

ского учреждения принцип «нестеснения» [1].

Среди больных для него не существовало интересных и неинте-

ресных, не существовало ни сословий, ни состояний, ни националь-