Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 184 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 184 Next Page
Page Background

4

Часть I 

ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

Тема 1.

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Цель:

Изучить задачи, методы, основные разделы патофизиологии.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет и задачи патофизиологии. Её место в системе высшего медицинского

образования. Разделы патофизиологии.

2. Методы патофизиологии. Основные методы моделирования болезней и пато-

логических процессов.

3. Основные научные школы патофизиологии в России.

4. Проанализируйте логические структуры по теме (рис. 1,2).

Патофизиология

(от греч.

pathos

– болезнь, страдание,

physis

– природа,

logos

 – наука)

 –

это наука о жизнедеятельности больного организма. Пато-

логическая физиология – экспериментальная, интегративная фундаменталь-

ная медико-биологическая наука (Г. Н. Крыжановский,1996).

Первую кафедру патологической физиологии в России основал ученик

И.М. Сеченова и С. П. Боткина – В. В. Пашутин. В 1874 году в Казанском

университете он принял кафедру общей патологии и преобразовал ее в ка-

федру общей и экспериментальной патологии, по сути – патологической фи-

зиологии. Он же в 1879 г. создал подобную кафедру в Петербургской Военно-

медицинской академии. Основные достижения в этот период (1879–1911 гг.):

создание первой в мире лаборатории экспериментальной патологии; выявле-

ние общих закономерностей развития гипоксии, голодания, лихорадки, ги-

потермии; внедрение в преподавание метода демонстрации эксперименталь-

ных моделей патологии; окончательное оформление патофизиологии как са-

мостоятельной области медицинских знаний и науки (мировой приоритет).

Представители школы Пашутина В. В.: П.М. Альбицкий (заведовал кафе-

дрой в Томске), А. В. Репрев (заведовал кафедрой в Харькове).

В Москве кафедра общей патологии, где в преподавании дисципли-

ны также широко использовался патофизиологический подход, была ор-

ганизована в 1879 г. А. Б. Фохтом. В 1891 году А. Б. Фохт организовал

Институт общей и экспериментальной патологии при медицинском фа-

культете Московского университета (ныне Московская медицинская ака-

демия им. И. М. Сеченова) и Высших женских курсов (ныне Российский

государственный медицинский университет). Представители школы

А. Б. Фохта: Г. П. Сахаров (исследование реактивности), В. В. Воронин (па-

тогенез воспаления).