4
Часть I
ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ
Тема 1.
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
Цель:
Изучить задачи, методы, основные разделы патофизиологии.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет и задачи патофизиологии. Её место в системе высшего медицинского
образования. Разделы патофизиологии.
2. Методы патофизиологии. Основные методы моделирования болезней и пато-
логических процессов.
3. Основные научные школы патофизиологии в России.
4. Проанализируйте логические структуры по теме (рис. 1,2).
Патофизиология
(от греч.
pathos
– болезнь, страдание,
physis
– природа,
logos
– наука)
–
это наука о жизнедеятельности больного организма. Пато-
логическая физиология – экспериментальная, интегративная фундаменталь-
ная медико-биологическая наука (Г. Н. Крыжановский,1996).
Первую кафедру патологической физиологии в России основал ученик
И.М. Сеченова и С. П. Боткина – В. В. Пашутин. В 1874 году в Казанском
университете он принял кафедру общей патологии и преобразовал ее в ка-
федру общей и экспериментальной патологии, по сути – патологической фи-
зиологии. Он же в 1879 г. создал подобную кафедру в Петербургской Военно-
медицинской академии. Основные достижения в этот период (1879–1911 гг.):
создание первой в мире лаборатории экспериментальной патологии; выявле-
ние общих закономерностей развития гипоксии, голодания, лихорадки, ги-
потермии; внедрение в преподавание метода демонстрации эксперименталь-
ных моделей патологии; окончательное оформление патофизиологии как са-
мостоятельной области медицинских знаний и науки (мировой приоритет).
Представители школы Пашутина В. В.: П.М. Альбицкий (заведовал кафе-
дрой в Томске), А. В. Репрев (заведовал кафедрой в Харькове).
В Москве кафедра общей патологии, где в преподавании дисципли-
ны также широко использовался патофизиологический подход, была ор-
ганизована в 1879 г. А. Б. Фохтом. В 1891 году А. Б. Фохт организовал
Институт общей и экспериментальной патологии при медицинском фа-
культете Московского университета (ныне Московская медицинская ака-
демия им. И. М. Сеченова) и Высших женских курсов (ныне Российский
государственный медицинский университет). Представители школы
А. Б. Фохта: Г. П. Сахаров (исследование реактивности), В. В. Воронин (па-
тогенез воспаления).