8
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
В отечественной и зарубежной педагогике высшей школы исследо-
ваны разнообразные модели университета.
Традиционная модель
образования – это модель академического
образования, которая призвана решать задачу формирования базовых
знаний, умений и навыков, позволяющих студенту в дальнейшем са-
мостоятельно усваивать знания, умения, навыки более высокого уров-
ня по сравнению с усвоенными.
Государственно-ведомственная модель
вуза отличается централи-
зованным определением целей, содержания образования, номенкла-
туры учебных дисциплин. При такой модели учебные заведения под-
чиняются и контролируются государственными органами. Так, обра-
зование в медицинских вузах определяется целями и задачами мини-
стерства здравоохранения.
Модель развивающего образования
предполагает кооперацию об-
разовательных систем разного уровня и типа, за счет чего возможно
быстрое реагирование на изменение спроса на рынке труда на те или
иные специальности. Однако существование такой модели невозмож-
но без хорошо развитой системы сетевого взаимодействия между об-
разовательными учреждениями.
Рационалистическая модель
образования отличается тем, что
в рамках этой модели происходит усвоение только таких ценностей,
знаний, умений и навыков, которые позволяют адекватно адаптиро-
ваться в соответствии с социальными нормами и требованиями обще-
ства, не акцентируя внимание на творчестве, самостоятельности и ин-
дивидуальности.
Феноменологическая модель
образования учитывает индивиду-
ально-психологические особенности обучающихся, образование но-
сит гуманистический характер, соответствует уникальному развитию
каждого студента, а не является «образовательным конвейером».
Неинституциональная модель
– это образование вне социальных
институтов. В том числе, к этой модели можно в какой-то мере отне-
сти и учебный процесс с использованием дистанционных образова-
тельных технологий.
В современной политико-экономической ситуации, сложившейся
в условиях реформирования отечественной высшей школы, сложи-
лось два подхода к формированию модели вуза [2]. С одной стороны,