Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 106 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 106 Next Page
Page Background

8

МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В отечественной и зарубежной педагогике высшей школы исследо-

ваны разнообразные модели университета.

Традиционная модель

образования – это модель академического

образования, которая призвана решать задачу формирования базовых

знаний, умений и навыков, позволяющих студенту в дальнейшем са-

мостоятельно усваивать знания, умения, навыки более высокого уров-

ня по сравнению с усвоенными.

Государственно-ведомственная модель

вуза отличается централи-

зованным определением целей, содержания образования, номенкла-

туры учебных дисциплин. При такой модели учебные заведения под-

чиняются и контролируются государственными органами. Так, обра-

зование в медицинских вузах определяется целями и задачами мини-

стерства здравоохранения.

Модель развивающего образования

предполагает кооперацию об-

разовательных систем разного уровня и типа, за счет чего возможно

быстрое реагирование на изменение спроса на рынке труда на те или

иные специальности. Однако существование такой модели невозмож-

но без хорошо развитой системы сетевого взаимодействия между об-

разовательными учреждениями.

Рационалистическая модель

образования отличается тем, что

в рамках этой модели происходит усвоение только таких ценностей,

знаний, умений и навыков, которые позволяют адекватно адаптиро-

ваться в соответствии с социальными нормами и требованиями обще-

ства, не акцентируя внимание на творчестве, самостоятельности и ин-

дивидуальности.

Феноменологическая модель

образования учитывает индивиду-

ально-психологические особенности обучающихся, образование но-

сит гуманистический характер, соответствует уникальному развитию

каждого студента, а не является «образовательным конвейером».

Неинституциональная модель

 – это образование вне социальных

институтов. В том числе, к этой модели можно в какой-то мере отне-

сти и учебный процесс с использованием дистанционных образова-

тельных технологий.

В современной политико-экономической ситуации, сложившейся

в условиях реформирования отечественной высшей школы, сложи-

лось два подхода к формированию модели вуза [2]. С одной стороны,